закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 514-01-35
Сегодня 6.06.2023
Книга дня
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Загадки Куинджи

27.01.2017
И.Н. Крамской. Портрет А.И. Куинджи. 1877

 

Архип Иванович Куинджи – фигура в истории русского искусства XIX века легендарная. Биография его хранит много тайн. С рождения до смерти за Куинджи тянулась цепь загадок. Каким он был человеком? Кто-то утверждал, что Куинджи – прежде всего философ и гуманист; другие доказывали: художник – затворник и общественный деятель; третьи негодовали: в жилах его течет бунтарская кровь, а хитрее дипломата, чем Архип Иванович, не найти. Также про него говорили: Куинджи – защитник художников и художественного образования, кумир молодежи и ненавистник чиновников, человек с чистым детским сердцем и при этом осторожный политик. Какие противоречивые характеристики!

А еще он похож на сказочного богатыря. Если этот богатырь кому помогает, то от чистого сердца, если едет на бой, то за победой.

И все же какой национальности был Куинджи? Почему, едва вступив в Товарищество передвижных художественных выставок, он вышел из него? По какой причине, достигнув огромной популярности у публики своими знаменитыми произведениями, «замолчал» на двадцать с лишним лет? Откуда у художника возникло богатство, которое он пожертвовал молодым дарованиям и на организацию общества художников его имени?

Получив от Бога редкий живописный дар, Куинджи выработал свою систему творчества; осознать ее целиком до сих не могут последователи художника. И снова вопросы… Каким образом за короткий срок ему удалось заслужить уважение и любовь к себе учеников Академии художеств? Быть может, Куинджи знал магические слова или, как сегодня говорят, был харизматической личностью? Так или иначе, ученики Академии едва ли не обожествляли своего учителя.

Куинджи обожал живопись. Об этом еще при жизни художника ходили легенды. Такие же легенды ходили и о нежной любви мастера к птицам. Сохранились замечательные рисунки известного сатирика П.В. Щербова: Куинджи врачует птиц на крыше своей мастерской. Обычно их прилетало так много, что за тьмой пернатых гостей художника порой не было видно.

До обидного мало свидетельств о жизни Куинджи. Это ли не одна из загадок? Столько любящих людей вокруг, а воспоминаний – всего ничего…

В воспоминаниях И.Е. Репина, друга Куинджи, есть яркий портрет художника: «Коренастая фигура, с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка, он был красив, как Ассур, дух ассирийцев». 

Вот еще одна из загадок. Куинджи умел писать замечательные полотна и чуть ли не с трудом – буквы. Сохранилась одна подпись художника – она по-детски крупная, неловко исполненная, очевидно, Архип Иванович был не очень-то в ладах с грамотой. Современники говорили о Куинджи, что он – художник света. И свет подвластен ему, как соловью – майская песня.

 


Куинджи-педагог

В истории русского искусства есть одна яркая страница – преподавательская деятельность Архипа Ивановича Куинджи. В мастерской маэстро зажигались такие «звезды» живописи, как Богаевский, Вроблевский, Зарубин, Химона, Калмыкова, Рушиц, Пурвит, Краузе, Рерих, Рылов, Борисов, Вагнер, Чумаков и другие. 

У каждого из этих творцов была своя дорога в мастерскую Куинджи. Латри привел его дед, И.К. Айвазовский. Бровар и Кандиуров пришли к Куинджи после окончания Академии художеств. «Неспособный» Богаевский был принят Архипом Ивановичем в пейзажную мастерскую вольнослушателем.

Куинджи был педагогом от Бога, обладал врожденными способностями к преподаванию. Его обучение не представляло из себя стройной системы, но в педагогическом процессе были продуманность и определенность. В конце концов, важен результат: сонм прекрасных живописцев, которых выпестовал Куинджи, потрясает. По пятницам с 10 утра до 14 часов дня Архип Иванович открывал двери мастерской для всех желающих консультироваться по вопросам пейзажной живописи. Часто в стенах помещения оказывалось трудно дышать: набивалось более 200 человек, которым Куинджи читал лекции.

Мастерскую – в широком смысле слова – Куинджи представлял себе как единую семью, объединенную общим интересом к искусству. Во главе такой семьи должен стоять наставник, старший товарищ, мудрый друг, а не строгий профессор. Учеников своих Архип Иванович уважал и любил. Во время студенческих волнений 1899 года ему пришлось оставить официальное педагогическое поприще. И хотя он уже не числился наставником от Академии художеств, все равно группу самых верных своих «детей» не бросал до конца жизни: за свой счет возил за границу, продолжал заниматься с ними, вникал во все их жизненные ситуации.

Вот ряд педагогических рекомендаций Куинджи: «Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть ‘‘внутреннее’’, то есть мысль, художественное содержание». Об этюдах: «Это… то же самое, что записная книжка писателя, где отдельные фразы и заметки».

Общество имени А.И. Куинджи

Почти всю свою жизнь Архип Иванович Куинджи мечтал создать свободный творческий союз художников. Наконец в 1908 году его желание исполнилось, часть его учеников и ряд студентов, преподавателей-академистов образовали Общество имени А.И. Куинджи.
Главной целью новой организации было оказывание материальной и нравственной поддержки художественным объединениям, кружкам и отдельным художникам. К 1910 году общество насчитывало 101 человек. В него входили Опекушин, Поленов, Мате, Серин, Бродский и другие известные творцы. Материальной основой общества стал миллионный капитал Архипа Ивановича Куинджи.

Имение художника в Алупке состояло из двух земельных наделов, на мысе Сарыч и в нынешнем центре города. В общей сложности они составляли 547 779 сажень. Пожертвование было учинено с условием: «Имение не должно быть продано, ни заложено, ни иным образом отчуждено… В случае за крытия Общества по постановлению Общего собрания членов Общества или иным способом, пожертвованное недвижимое имущество поступает в распоряжение Императорской Академии художеств». Подобный дар – уникальный случай в истории.

Общество имени А.И. Куинджи просуществовало до 1931 года. Все это время его члены с благодарностью сохраняли память о своем основателе. Согласно документу, одна из частей имения при закрытии общества перешла в распоряжение Академии художеств. Долгие годы здесь расположена база для художественной практики студентов этого старейшего учебного заведения России. Только, к сожалению, о том, что нынешняя база художников – бывшее владение Куинджи, знают далеко не многие…

Куинджи жил в южнобережных имениях ежегодно, подолгу, до самой своей смерти. Он надеялся, что крымский климат приостановит начавшую активно развиваться болезнь сердца. Весной 1910 года, как всегда, Архип Иванович отправился в Крым. До Севастополя Куинджи доехал поездом, затем до Ялты на маршрутном автомобиле. Дорога его утомила. Восьмого апреля он остановился в гостинице «Ореанда». Сюда был приглашен врач Б.П. Ножиков, обнаруживший у художника воспаление легких. О приезде учителя узнал один из его учеников, Николай Химона, и поселился в соседнем номере, чтобы ухаживать за больным. Из Ялты в Петербург Куинджи увезли седьмого мая. Архипу Ивановичу оставалось жить два месяца…

По материалам книги И. Голицыной. «Куинджи»


 Книги нашего издательства, посвященные жизни и творчеству А.И. Куинджи:


 




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2022, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group