закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 7.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

ПОРТРЕТ БЫВШЕГО ГУВЕРНЕРА (?)

02.02.2018



В собрании Дальневосточного художественного музея (ДВХМ) находятся два произведения кисти А.Г. Варнека – картины Старуха и Мужской портрет. На первом из них, как установлено в [1], художник запечатлел в 1813 году Екатерину Илларионовну Васильчикову, представительницу известного дворянского рода, прославившего Отечество [2]. Идентификации модели на втором (погрудном) портрете посвящена настоящая работа.

На портрете изображен вполоборота вправо сравнительно молодой мужчина с крупными чертами лица и легкой ироничной улыбкой. Зрачки глаз, скошенные в сторону зрителя, придают лицу мужчины загадочное выражение, позволяющее предположить факт его знакомства с художником. Одет мужчина, скорее всего, в легкое пальто, а голову его украшает головной убор замысловатой формы. Признаками стиля Варнека является то, что фигура подана крупным планом, изображен мужчина на темном нейтральном фоне, на шее модели находится красный галстук с крупным узлом; концы воротника рубахи несколько небрежно торчат в разные стороны.

Портрет поступил в музей как работа А.Г. Варнека из Государственной закупочной комиссии в 1946 году, при этом каких-либо подписей и надписей на нем нет. М.М. Ракова [3] и В.С. Турчин [4] поместили портрет в «своих» списках произведений А.Г. Варнека в разделы работ, «которые пока не представляется возможным датировать».

Как отмечено в [1], А.Г. Варнек писал в основном конкретных людей, и поэтому «Мужской портрет» не является, скорее всего, авторским названием (как и «Старуха»). Поэтому, можно думать, что изначально, после выполнения данного произведения, оно имело другое название, которое изменилось однажды при смене владельцев.

Идентификацию модели на «хабаровском» портрете облегчает то обстоятельство, что он является грудным. Действительно, как следует из списка Каменского [5], художник писал, в основном, поясные портреты. Доля же грудных портретов, к которым относится и «Мужской портрет», в его наследии совсем мала. В данном списке к ним относятся, в частности, такие мужские портреты, как «Портрет генерал-лейтенанта Александра Ильича Хатова», «Портрет поручика Александра Ивановича Киля» и «Портрет бывшего гувернера Академии, писанный в 1807 г.». Учитывая, что на первых двух портретах были изображены люди в мундирах, исключим их из нашего дальнейшего рассмотрения.

Что касается третьего портрета, то он является единственным в списке Каменского, для которого художник указал дату его выполнения (об этой дате см. ниже) [5, с. 18]. Кроме того, в списке приведен и парный грудной портрет супруги гувернера, а также указано местонахождение портретов: в 1839 г. они находились у наследников портретируемых.

Строго говоря, в наследии А.Г. Варнека имеются еще некоторые грудные портреты, отсутствующие в списке Каменского и включенные в списки произведений художника, приведенные в публикациях Раковой и Турчина. Но на каждом из них запечатлено то или иное известное лицо, и поэтому альтернативных вариантов тому, что на «Мужском портрете» запечатлен бывший гувернер Академии художеств, не нашлось.

Имеется еще один признак у хабаровского портрета, который согласуется с предлагаемой версией – сравнительно небольшие его размеры (49 х 38,5). Действительно, анализ размеров самых разных портретов А.Г. Варнека позволяет установить определенную их связь с положением модели в иерархической лестнице (чем оно выше, как правило, тем больше и размеры портретов). Статус гувернеров-преподавателей в штатном расписании Императорской академии художеств (ИАХ) был самым низким (как и жалование), и по этой причине размеры портрета также являются скромными. 

Нужно сказать, что любопытная информация о гувернерах-преподавателях ИАХ содержится в трудах ее президента, Николая Алексеевича Оленина [6], а особенно в воспоминаниях ректора и профессора Академии, известного русского гравера Федора Ивановича Иордана [7]. Согласно штатному расписанию ИАХ, воспитательную работу с учениками выполняли четыре гувернера, бывшие одновременно преподавателями русского и иностранных языков, арифметики, географии и истории. Принимались на соответствующие должности как русские, так и иностранцы, и многие из них были неординарными людьми. Но были и такие, которые отличались грубым нравом и неблагопристойным поведением; они часто использовали в своей «воспитательной» работе розги. Иордан приводит в своих воспоминаниях краткие биографии многих гувернеров-преподавателей, но установить, кого из них запечатлел на своем портрете А.Г. Варнек, не представляется возможным.

Особого внимания заслуживает дата исполнения «Портрета бывшего гувернера Академии художеств» (1807 г.), указанная со слов А.Г. Варнека Каменским. В.С. Турчин называет эту дату сомнительной, т. к. художник с 1804 по 1809 гг. находился в Италии, и приводит в «своем» списке дату 1810 г. [4, с. 116]. Данное сомнение понятно, но не специально ли художник указал эту дату (лишь для одного произведения из всего списка), чтобы подчеркнуть, что портрет этот был выполнен именно в Италии? Существует при этом два мыслимых варианта того, как был написан данный портрет. Так, Александр Варнек мог уехать в Италию, захватив с собою наброски лиц гувернера и его жены, и использовать их для написания портретов, находясь уже в Риме. Нельзя, по-видимому, исключить и другого варианта, согласно которому гувернер (возможно, итальянец по происхождению) и его жена также находились в 1807 г. в Риме.

Так или иначе, но версия, согласно которой на «Мужском портрете» изображен гувернер ИАХ, имеет право на существование и может являться рабочей гипотезой при атрибуции обсуждаемого портрета. Следует, пожалуй, обратить еще внимание на слово «бывший». Оно могло быть использовано для подчеркивания того факта, что запечатленный на портрете человек во время написания портрета уже не работал в Академии. Нельзя исключить и другого толкования этого слова: «бывшим» гувернером портретируемый мог стать уже в 1839 году, когда Каменский со слов художника готовил свой список для опубликования. То, что портрет в этом году находился у наследников, подтверждает этот, второй вариант.

На этом можно было бы поставить точку в данной заметке, если бы не еще одна «зацепка». Суть ее заключается в том, что в списках произведений А.Г. Варнека у М.М. Раковой [3, с. 325] и В.С. Турчина [4, с. 145] имеются еще один «Мужской портрет», а также и «Женский портрет», местонахождение которых в настоящее время неизвестно. Но оно было известно в 1905 году, когда данные портреты выставлялись на знаменитой Таврической выставке [8]. При этом как у Раковой, так и у Турчина «Мужской портрет», который выставлялся на выставке, и «Мужской портрет» из собрания ДВХМ – преподносятся как две разных работы. Однако нельзя исключить и такого варианта, что в Государственной закупочной комиссии в 1946 г. оказался тот же самый «Мужской портрет», который находился в 1905 г. на Таврической выставке. Поскольку истории бытования портретов всегда интересны и важны при их атрибуции, процитирую слова из каталога Таврической выставки, относящиеся к портрету, идущему в разделе работ А.Г. Варнека под №950: «Мужской портрет. Работа А. Варнека (?). Собственность барона Николая Егоровича Врангеля, в С.-Петербурге» [8, с. 60].
Авторство Варнека является, как видно из знака вопроса, предположительным, но сейчас судить об этом никак нельзя. Поэтому обращу внимание лишь на то, в собрании какого знаменитого коллекционера данный «Мужской портрет» находился. Им был Врангель Николай Егорович (1847–1923), руководитель ряда акционерных обществ, известный более как отец главнокомандующего Белой русской армией на последнем этапе Гражданской войны в России Врангеля Петра Николаевича (1878–1928), а также знаменитого российского искусствоведа Врангеля Николая Николаевича (1880–1915) [9].

Жизни как отца, так и двух его сыновей, оборвались за рубежом. Но «Мужской портрет», находящийся на Таврической выставке 1905 г., остался, скорее всего, в России. Не он ли оказался в 1946 году в собрании Дальневосточного художественного музея?  

Приношу благодарность заведующей отделом отечественного искусства ДВХМ Ольге Геннадьевне Коноваловой за предоставленную для публикации фотографию портрета, а также главному библиографу научной библиотеки Санкт-Петербургского Института истории РАН Елене Залковне Панченко, приславшей из Санкт-Петербурга фотокопии страниц каталога Таврической выставки 1905 года.

Варнек В.А., к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН 


ЛИТЕРАТУРА
1. Варнек В.А. Загадки двух женских портретов. Журнал НГХМ, 2016. Вып.1, Поиски и открытия.  
2. Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие Отечество: энциклопедия дворянских родов. – Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2004. С. 72.
3. Ракова М.М. Список портретных работ А.Г. Варнека // Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. – М., 1966. С. 325.  
4.  Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782–1843. – М.: Искусство, 1985. С. 148.
5. Каменский П.П. Мастерские русских художников // Отечественные записки. 1839. – Т. 2. Отд. IV. С. 14–18.
6. Оленин А.Н. Избранные труды по истории и деятельности Императорской академии художеств. Составитель Н.С. Беляев. СПб., 2010. С. 111.
7. Записки ректора и профессора Академии художеств, Федора Ивановича Иордана. Составитель Н.С. Беляев. СПб, 2012. С. 16–21.
8. Каталог состоящей под Высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. – СПб., 1905. – Вып. 4.  
9. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного : энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700–1918 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. С. 104.




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group