 | Леонардо да Винчи. Автопортрет. около 1510–1515 |
Гений итальянского Ренессанса родился в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции. Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Фамилии Леонардо не имел в современном смысле; «да Винчи» означает лишь «(родом) из городка Винчи». Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на знатной, богатой девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро взял своего трёхлетнего сына на воспитание. Считается, что разлученный с матерью Леонардо да Винчи всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих картинах…
Став юношей, Леонардо да Винчи (15.4.1452- 2.5.1519) поступил в ученики к Андреа Верроккио. Методы работы в мастерской учителя, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, способствовали зарождению научных интересов молодого Леонардо. Он обучался у Верроккио азам точных наук (геометрии, черчению, физике и химии), параллельно овладевая приемами рисования, занимался скульптурой и моделированием, приобретал навыки работы с металлом, гипсом и кожей. Вскоре он уже опережал учителя во владении живописью и впоследствии в полной мере отвечал ренессансному понятию «homo universale» (человек универсальный): великолепно знал античность, увлекался техникой, философией, анатомией и оставил много проектов, опередивших время. В 1472 двадцатилетний Леонардо стал членом флорентийской Гильдии художников. Начальный период творчества выдающегося мастера живописи и ученого связан с Флоренцией — он работал у Лоренцо Медичи, затем при дворе герцога Сфорца в Милане, позднее в Венеции, в Эмилии (у Чезаре Борджа), в Павии, в Риме. Леонардо да Винчи был художником, который хотя и работал в конце XV – начале XVI века, но предвосхитил новые пути Высокого Возрождения. В его ранних Мадоннах («Мадонна Бенуа», 1478–1480; «Мадонна с гвоздикой», 1473), образы которых еще близки произведениям Андреа Верроккио, нежная дымка окутывает пейзажные фоны и фигуры Мадонны, создавая впечатление их поэтического единства. Исполнив очень теплую по чувству картину «Поклонение волхвов» (1481), заказанную настоятелями монастыря Сан Донато в Сполето, Леонардо да Винчи в 1482 году переезжает в Милан на службу к герцогу Лодовико Сфорца, прозванному Моро, в качестве руководителя инженерных работ во владениях этого воинственного правителя. Здесь он занимается гидравликой, создавая проекты мелиорации земель, давая советы по строительству собора в Милане, а также организует придворные праздники. Свыше 10 лет он работает над конным монументом и отливкой бронзового памятника герцогу. Поэтому в станковой живописи мастер создал всего несколько работ. На картине «Портрет музыканта» (ок. 1485) мы видим, возможно, маэстро капеллы миланского Собора. Чечилия Галлерани, изображенная на Портрете дамы с горностаем (1485–1490), была возлюбленной герцога Лодовико Сфорца. Зверек является намеком на ее фамилию, созвучную греческому слову «гале», означающему «животное». Кроме того, горностай являлся эмблемой «Ордена горностая», полученного герцогом от неаполитанского короля в 1489 году. Наконец, само узкое личико Чечилии Галлерани очень сходно с мордочкой зверька, которого она гладит, держа на руках. Для церкви Сан Франческо Гранде (ныне не существующей) был написан алтарный образ Мадонна в скалах (1483). Название картине дали простирающиеся на горизонте скалы, на фоне которых изображены Мадонна, младенцы Христос и Иоанн Креститель, а также Ангел. Их фигуры вписаны в классическую для композиционных решений Возрождения пирамиду; важную роль в картине играет приглушенный рассеянный свет, проникающий через расщелины в полумрак грота, рождающий дымчатую светотень — «сфумато», по терминологии Леонардо, — названную им «создательницей выражения на лицах». Смягчая, размывая контуры и рельеф форм, сфумато создает ощущение нежности и теплоты обнаженных детских тел, придает прекрасным лицам Мадонны и Ангела тонкую одухотворенность. Это неуловимое движение чувств Леонардо стремится передать и в Мадонне Литте (ок. 1490—1491). В 1495 году герцог Сфорца заказал Леонардо грандиозную фреску Тайная вечеря (1495–1497) для трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие. Леонардо изобразил Иуду среди двенадцати апостолов, которые сидят по обеим сторонам от Христа и разделены по трое («триады») на четыре группы. Слова Христа «один из вас предаст меня» вызвали смятение, которое Леонардо передал в жестах рук и мимике лиц апостолов. В 1499 году в результате шедших войн город оказался захваченным французами во главе с Людовиком XII, а герцог Сфорца, лишившись власти, бежал за границу. Леонардо покинул Милан, а модель конной статуи Лодовико Сфорца разбили французские стрелки. Для Леонардо начались годы скитаний, и до 1503 года он нигде подолгу не задерживался. И вот, в пятьдесят лет, его вновь ждала Флоренция — город, где он когда-то начинал простым подмастерьем, а теперь на пике своего творческого пути работал над созданием гениального полотна Мона Лиза (ок. 1503). В портрете Моны Лизы, или «Джоконды», Леонардо да Винчи воплотил возвышенный идеал вечной женственности и обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Через несколько лет мастер вернулся в Милан в качестве придворного живописца Людовика XII, затем, в 1513-м, он переезжает в Рим пол покровительство Джулиано Медичи. Остаток жизни великий Леонардо провел во Франции, куда его пригласил Франциск I, сменивший на престоле Людовика XII. Несмотря на то, что у престарелого Леонардо онемела правая рука, а состояние здоровья становилось все хуже, он продолжал делать зарисовки и заниматься с учениками, заменившими ему семью, которую мастер так и не создал. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в «Трактат о живописи», составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. Концепция света и тени великого мастера (тень он считал составной частью света, определенной его категорией) стала итогом светового и цветового видения реального мира художником XV столетия, наряду с этим Леонардо замечал, что «очертания тел требуют большего внимания и усердия, чем свет и тени», что «рисунок – это высшая ступень; он не только запечатлевает творения природы, больше того, он стремится передать и ее жизнедеятельность». Леонардо да Винчи был самым плодовитым итальянским рисовальщиком. Рисунок его предельно выразителен, в нем отображено бесконечное разнообразие природы. Известны рисунки художника с изображением пропорций человека «по Витрувию» (ок. 1490), проект центрического храма, как вариант одного из неосуществленных проектов, наброски растений (ок. 1508–1510), графический «Автопортрет» (ок. 1515). В портретных рисунках он искал новые пути в передаче психологического состояния моделей, возродив с этой целью этюды с «характерных голов», создавая карикатурные, гротескные изображения. В анатомических рисунках Леонардо да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией, изучая устройство глаза, высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. Среди его гениальных чертежей — проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов. Скончался неутомимый ученый-экспериментатор и выдающийся художник во французском предместье Амбуаз при дворе Франциска I 2 мая 1519 года.
Джорджо Вазари*. «Жизнь Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского» (фрагмент)
«…Он делал рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можно было пускать в движение силой воды; но так как главным своим занятием он избрал живопись, то особенно трудился он над рисованием натуры; а при случае занимался он также изготовлением фигур из глины, покрывая их мягкими, пропитанными гипсом тряпками и затем терпеливо срисовывая их на куски тончайших тканей из полотна или старого, бывшего в употреблении, холста и обрабатывая их кончиком кисти в черный и белый цвет, придавал им изумительный вид; об этом свидетельствуют несколько вышедших из-под его руки и имеющихся в моей книге рисунков. Кроме того, рисовал он и на бумаге с такой тщательностью и так прекрасно, что не было еще никого, кто мог бы с ним сравняться в тонкости: такова, например, принадлежащая мне и исполненная в карандаше светотенью голова, совершенно божественная. И так много дарования и страшной силы его проявления, соединенных с разумением и послушной памятью, было отпущено Богом этому гению, и так прекрасно умел он передать рисунком от руки свои замыслы, что побеждал доводами и смущал доказательствами любое самонадеянное дарование. Так он ежедневно делал модели и чертежи, показывающие, как с легкостью сносить горы и прорывать сквозь них туннели от одной долины к другой и как при помощи рычагов, кранов и винтов подымать и передвигать большие тяжести, а также как осушать гавани и отводить трубами воду из низин, ибо его мозг никогда не прекращал своих выдумок. Много его рисунков, с подобными замыслами и изобретениями, разбросаны среди нашего искусства, и я сам видел их изрядное количество. Точно так же потратил он время и на то, чтобы изобразить сплетение канатов, выполненное с таким расчетом, чтобы оно непрерывно шло из конца в конец, образовывая и заполняя целый круг. Это именно видим в исполненном гравюрой сложнейшем и превосходном рисунке, в середине которого стоят следующие слова: „Leonardus Vinci Academia“. Среди его моделей и чертежей был один, при помощи которого он неоднократно пытался доказать многим выдающимся гражданам, правившим тогда Флоренцией, возможность поднять флорентийский храм Сан Джованни и подвести под него лестницы, не разрушив его; и доказательства его были так убедительны, что это казалось осуществимым, хотя каждый после его ухода сознавал невыполнимость такой затеи. Он был так обаятелен, что влек к себе сердца людей. И хотя он не обладал, можно сказать, никаким достатком и мало работал, он все же постоянно держал слугу и лошадей, любимых им особенно сильно, больше, нежели всех других животных, с которыми он обращался всегда с величайшей любовью и терпеливостью; он проявлял это также в том, что, проходя неоднократно по местам, где торгуют птицами, он собственноручно вынимал их из клеток, уплачивая продавцу цену, которую тот назначал, и отпускал их, возвращая им утраченную свободу. Природа настолько во всем ублаготворяла его, что куда бы ни обращал он свою мысль, свой разум и душу, он проявлял везде столько божественности в действиях, что никто не мог сравняться с совершенством его находчивости, живости, доброты, любезности и обаятельности… Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в этом произведении воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Между прочим Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною. Благодаря совершенству произведений этого божественного мастера слава его возросла до такой степени, что все, кто ценил искусство, и даже весь город, пожелали, чтобы он оставил память о себе, и поэтому рассудили заказать ему какое-либо выдающееся и большое произведение, дабы украсить им публичное место и почтить его тем изяществом, гением и вкусом, какие столь проявляют себя в вещах Леонардо. Гонфалоньер и знатные граждане были заняты окончанием новой стройки большой залы Совета, архитектура которой была установлена соответственно замыслу и плану его самого, Джулиано да Сан Галло, Симоне Поллайоло, по прозванию Кронака, Микеланджело Буонарроти и Баччо д’Аньоло; и когда это с большой быстротой было приведено к концу, то общественным декретом было постановлено, что Леонардо поручается написать какую-либо прекрасную вещь; в соответствии с этим Пьеро Содерини, бывший тогда гонфалоньером правосудия, предоставил ему названную залу. Для выполнения этого поручения Леонардо начал в зале папы, в Санта Мария Новелла, картон с историей Никколо Пиччинино, военачальника герцога Миланского Филиппе, где он изобразил группу всадников, бьющихся из-за знамени,— вещь, признанную превосходнейшей и в высокой степени мастерской из-за удивительнейших замыслов, которые он применил при изображении этого смятения. Ибо в нем выражены ярость, ненависть и мстительность у людей столь же сильно, как у коней; в частности две лошади, переплетясь передними ногами, бьются зубами так, как бьются из-за знамени сидящие на них всадники; при этом один из солдат, стиснув знамя руками и налегши плечами, понукает лошадь к галопу и, обернувшись лицом назад, прижимает к себе древко знамени, чтобы силой вырвать его из рук остальных четырех; а из тех — двое защищают его, ухвативши одной рукой, а другой, подняв меч и пытаясь перерубить древко, причем один старый солдат, в красном берете, вопя, вцепился одной рукой в древко, а другой, замахнувшись кривой саблей, наносит крепко удар, чтобы перерубить руки тем обоим, которые, скрежеща зубами, пытаются горделивым движением защитить свое знамя. А на земле, между ногами коней, две взятые в ракурсе фигуры бьются между собой, причем один лежит плашмя, а другой солдат, над ним, подняв как можно выше Руку, заносит с величайшей силой над его горлом кинжал, тогда как лежащий, отбиваясь ногами и руками, делает все возможное, чтобы избежать смерти. Нельзя передать, какими разнообразными нарисовал Леонардо одежды солдат, равно как их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве какое он обнаружил в формах начертания лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати Леонардо умел передавал лучше, нежели кто-либо…» ( читать полностью) *Джорджо Вазари (прозванный Аретино, 30.7.1511— 27.6.1574) — итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания.
Книги, посвященные жизни и творчеству Леонардо да Винчи:
|