Время Босха – излет Средневековья и начало Северного Возрождения, когда причудливо переплелись пессимистические представления о человеке и вера в его духовную стойкость, ставшие, собственно, двумя главными темами художника. Босх – один из художников, кто бытие Бога доказывал, представляя изумленной публике реальность дьявола и ада. И в этом смысле Босх был человеком своего времени и своего места. Картины Иеронима Босха заставляют вспомнить саркастическую просьбу Воланда: «…поверьте хоть в то, что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу» (Мастер и Маргарита, гл. 3). Его настоящее имя – Ерун (Иероним) Антонисон ван Акен. Семья ван Акенов, начиная с деда, была связана с живописью и художественными промыслами, поэтому выбор псевдонима был, видимо, попыткой как-то выделить себя из родственников-однофамильцев. Человек своего времени, Босх усвоил средневековую концепцию человека и человеческой истории, которая в общем сводится к нескольким постулатам. Человек – «сосуд греха», он изначально и трагично сочетает в себе телесный «низ» и духовный «верх». Смертное тело и телесные потребности – источники греха. Душа – единственное, что содержит возможность спасения – путь к Богу. Долг истинного христианина – подчинить тело духу. Жизнь истинного христианина – подготовка к смерти, к встрече с Богом. Но способных на духовный подвиг немного. Большинство людей воспринимает жизнь как удовлетворение низменных потребностей и погрязает в смертных грехах. Поэтому история человечества – это не путь приближения к Богу, а путь удаления от Него. И конец этой стези греха закономерен: Страшный суд и вечные муки проклятых. Босх усвоил и образную систему мышления своего времени. Образ в искусстве Средневековья – это образ-символ, когда предмет напрямую означает некое духовное понятие. Например, пеликан – символ самопожертвования. Жаба – символ сатанинского воинства. Белое одеяние – символ христианской чистоты. Символы основывались на Библии и народных поверьях. Они помогали людям усваивать новые, духовные ценности на простых примерах. Это объясняет, почему картины Босха благосклонно воспринимались католической церковью: он пугал, но пугал во благо спасения. И какой бы буйной ни была фантазия Босха, все же созданный им загробный антимир вырос на вполне осязаемом фундаменте: на Откровении апостола Иоанна, видениях Отцов Церкви, народной демонологии, многочисленных и популярных в ту эпоху литературных источниках («руководствах»), наконец, на традициях готической архитектуры и алтарной живописи. Художник не датировал свои работы, да и дошло их до наших дней совсем немного, поэтому хронология его творчества установлена предположительно: по живописной манере и тематике… По материалам книги А. Киселева. «Иероним Босх» |