закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 1.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать девятого января родился русский художник-передвижник, мастер жанровой живописи Василий Максимович Максимов

29.01.2018
И.Н. Крамской. Портрет художника Василия Максимова. 1875
      Василий Максимович Максимов (29.1.1844–1.12.1911) родился в деревне Лопино на Волхове Новоладожского уезда Петербургской губернии. Его отец был государственным крестьянином, мать – дочерью сельского дьячка. Шести лет Максимов потерял отца, и мать определила его в монастырскую школу при Николаевском монастыре. В доме иеромонаха Антония Бочкова мальчик читал книги Гоголя, Крылова, Плутарха, узнал стихи Пушкина, назвав их «какой-то особенной музыкой». Через несколько лет на возу с сеном брат Алексей привез его в Петербург: здесь он поступил в иконописную мастерскую. Обучали в основном кулаками. Сбежав от хозяина, он оказался у другого, который сжигал его учебники. Но тут его хотя бы отпускали на занятия в рисовальную школу при Технологическом институте, куда Максимова приняли сразу в третий класс. Чтобы прожить, юноша писал иконы и портреты местных торговцев. Наконец, в восемнадцать лет, осенью 1862 года, он сдает вступительные экзамены в Академию художеств. Во время учебы в Академии Максимовым написан автопортрет (1863), который дает представление о тогдашнем облике художника. Максимов был талантлив во всем: прекрасно пел, писал стихи, играл в спектаклях, увлекался офортом и резьбой по дереву. 
    Одна из первых картин Больное дитя (1864) не сохранилась, она известна только по офорту, известен также этюд маслом, сделанный для этой картины. Она была написана  в деревне и по возвращении художника в Санкт-Петербург одобрена и друзьями, и педагогами. За нее Василий Максимович Максимов получил золотую медаль. 
  1863 год – знаменательный в истории России. Недавнее освобождение крепостных крестьян и вызванные этим волнения в обществе совпали с революционными событиями и в самой Петербургской академии художеств. Четырнадцать выпускников, выдвинутых для участия в конкурсе на большую золотую медаль с возможностью поездки за казенный счет за границу, отказались от участия в конкурсе и покинули стены Академии. Идейным вождем «бунтовщиков» был Иван КрамскойВслед за «бунтовщиками» Максимов отказался от самой высшей награды – заграничной командировки, которая позволяла по возвращении стать профессором в Академии. Свою задачу он видел в повествовании о жизни русских крестьян: «Я правым себя чувствую только в верности взгляда на народную жизнь, которую люблю и чувствую». 
Отчасти под влиянием этих настроений, а в основном, чтобы выжить, молодые художники стали объединяться в артели, организованные по принципу коммуны. Первым инициатором такой артели был И. Крамской, собравший в ней соратников, которые покинули Академию. Была снята большая квартира, артельщики стали жить и работать вместе, деля на всех полученные от продажи картин и икон средства. 
    В 1864 году еще в одну артель объединились талантливые живописцы: В. Максимов, В. Бобров, А. Дамберг, А. Калмыков, Н. Кошелев, А. Киселев… В 1864 году Максимов написал эскиз группового портрета членов этого кружка. Члены артели брались за все: портреты, иконостасы, гравюры, копии и картины на свободные темы. Сюжеты были самые простые – жанровые сцены, в основном из городской жизни. Максимов написал в 1864 году Маленькую кокетку, на ней прелестная девочка с удовольствием вертится перед зеркалом. На картине По примеру старших мальчик лет пятнадцати спешит допить оставленную старшими на столе рюмку вина, пока его не застали. К той же серии можно отнести и картины В комнатах и Шитье (1866). 
     Картины артели Крестоносцева представлялись на академической выставке 1864 года и имели успех у публики. Но «меценаты, воспитанные на итальянском искусстве», с негодованием отворачивались от непривычных им картинок. В своих отзывах… доходили до несправедливости, говорили, например, что, кроме пьяных мужиков, полуштофов и лаптей да еще гробов в придачу, нынешние молодые художники ничего не видят и не способны подняться над окружающею их грязью. Такие отзывы, конечно, не способствовали продаже реалистичных картин, и молодые художники, по воспоминаниям И. Репина, были вынуждены отдавать их за бесценок. Через год артель Крестоносцева распалась. Максимов дольше всех поддерживал малообеспеченного Арсения Шурыгина, дав себе слово делиться с ним всем, что заработает. «После этого, – писал он, – я не мог думать о себе, как об одном лице, а непременно в связи с ним… Золотая медаль моя продана, зато у меня есть пальто, а у Шурыгина – пиджачная пара…» Лето 1865 года оба провели  в Твери у родителей Шурыгина. Здесь Василий Максимов написал жанровые сценки Дед-судья и Крестьянская девочка.
   После завершения занятий в Академии в мае 1866 года Василию Максимову предстояло ждать до сентября утверждения аттестата Советом. На это время он поступил домашним учителем в имение графини Голенищевой-Кутузовой в селе Шубино Тверской губернии. Знакомство с жизнью богатых и знатных помещиков с ее праздностью, окончательно убедили Василия Максимова в его призвании: воспевать простых тружеников, которые всегда казались художнику гораздо человечнее и в духовном плане выше господ. Он делал наброски с графских крестьян, рабочих, дворовых, карандашом или сепией он создавал жанровые сценки (Зимний вечер в деревне; В людской; Три детские головки и Баба-сплетница, подслушивающая в сенях), все они были проданы на постоянной выставке Общества поощрения художников. 
Художнику хотелось скорее вернуться на родину, и Максимов раньше намеченного срока уехал из имения. На обратном пути в Тверь он написал портрет матери управляющего пароходной пристанью и за это получил льготный билет второго класса, со столом – до Астрахани на плоскодонном пароходе компании «Самолет». Через пять лет на таком же пароходе отправится в плавание по Волге Илья Репин, в результате чего появится его знаменитая картина Бурлаки на Волге. Первое путешествие Василия Максимовича Максимова по великой русской реке  ошеломило красотой реки, обилием интересных народных типов, историческими памятниками и городами. Остается только сожалеть, что рисунки, сделанные им на Волге, не сохранились. 
      Вернувшись в Петербург, Максимов тут же складывает вещи и через несколько дней отправляется в Лопино. В деревне Максимов поселяется в задней избе, которую он превратит в мастерскую. Здесь он напишет Бабушкины сказки. Знакомые крестьяне были его натурщиками, со многими он именно тогда подружился на всю жизнь. Картина была выставлена в Обществе поощрения художников в Петербурге в начале 1868 года и получила признание зрителей. «Сам народ написал свою картину», – сказал о его произведениях Крамской. Общество поощрения художников за полотно «Бабушкины сказки» выдало Максимову премию в 500 рублей, Павел Третьяков приобрел его для своей галереи, а Академия наук — продлила Максимову стипендию до 1868 года. 
    Бывая в соседском имении генеральши Измайловой, художник  познакомился с ее дочерью, полюбил ее, и вскоре, 29 января 1868 года, дочь генерала стала женой крестьянина. Лидия Александровна стала его музой и советчицей. Она вдохновила художника на создание картины Мечты о будущем (1868). За это полотно Академия художеств в 1870 году присвоила ему звание классного художника первой степени с чином Х класса.
Весной 1870 года в деревне у Максимова гостил друг Виктор Васнецов, бывший в это время студентом Академии. Летом следующего года они поехали в Киев изучать народные типы и южную природу. Путешествие складывалось трудно. Сначала заболел холерой Васнецов, и Максимов самоотверженно ухаживал за ним; затем в деревне возле Киева дом, где художник поселился, сгорел, а с ним и его этюдник, мольберт, кисти, краски, два этюда и малороссийские костюмы, которые он приобрел.
    Но Максимов остается в Киеве, жадно всматривается во все детали украинского быта и народных костюмов, слушает пение. Рисунки из киевской поездки были выставлены на I Передвижной выставке 1871 года вместе с небольшой картиной 1869 года Голова старухи. В 1872 году за картину Семейная молитва Василий Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных выставок. 
    Еще в 1869 году Максимов с большой любовью написал небольшую картинку Сборы на гулянье, которую можно считать одним из подготовительных этапов на пути к большой работе Приход колдуна на крестьянскую свадьбуХудожник задумал картину большой – 116 х 188 см. Сама ее величина создавала трудности при работе в тесной избе. Крестьяне, которые ему позировали, были свободны только в зимнее время, когда освещение становилось скудным. Но художник блестяще справился со сложной композицией «Колдуна», он работал над картиной несколько лет – с 1871 по 1875 год, доделывал ее даже после того, как она была приобретена Третьяковым. Многолетний труд принес художнику заслуженную славу. Полотно было экспонировано на IV Передвижной выставке 1875 года, а в 1878 году послано на Международную парижскую выставку. 
Почти сразу после написания «Колдуна» на подъеме творческой активности Максимов принимается за другую работу – картину Семейный раздел. В пореформенной русской деревне начался активный процесс ломки патриархальных устоев, разрушения родовых гнезд, где над всеми главенствовал отец или старший брат. В ноябре 1878 года Петербургская академия художеств присвоила Максимову «за отличные познания в живописи» звание академика. 
    Теперь художник подолгу живет в Петербурге. Увлеченный домашними спектаклями, он с успехом исполняет роли в пьесах Островского; знаменитый актер Самойлов даже уговаривал его бросить живопись и «идти в актеры». Максимов посещает «среды» у Менделеева и «субботы» у Ярошенко, где бывали писатели и художники. Увлекается хоровым пением, вступает в кружок любителей музыки. С 1870 года художник занимался и офортом, уроки брал у И. Шишкина, большого мастера в этой области. В 1870–1871 годах в издании Художественный автограф было опубликовано более двадцати его офортов с разных картин и скульптур. В дальнейшем он сделал офорт со своих картин Мечты о будущем и Больное дитя и с двух небольших картинок 1874 года — Птичье гнездо и Игра в больших. За три-четыре года после «Колдуна» и «Семейного раздела» художник не создает ни одной большой картины, за что не раз пенял ему Репин. Правда, картина Бедный ужин (1879) была снова тепло принята зрителями. Другая же работа Примерка ризы (1878), в которой Максимов попытался изобразить забавную городскую сценку – три женщины шьют поповскую ризу, одна из них примеряет ее на себя, – оставила зрителей равнодушными. 
     Нужда преследовали его всю жизнь. Семья росла, у Максимова было четверо детей: две дочери и два сына. Он снова обращается к крестьянской теме, задумав создать большое полотно Аукцион за недоимки. Для этой картины было сделано более 15 портретных этюдов с натуры. Но «довести картину» не удалось, в марте 1880 года должна была состояться очередная VIII Передвижная выставка, и картину забрали, буквально не дав ей просохнуть. Проклятое безденежье заставляло торопиться. Картина нашла хорошего покупателя, ее приобрели за 4000 тысячи рублей. Но взыскательный художник чувствовал себя, как он сам говорил, преступником. Успокоился он только через год, когда взял картину с выставки и переписал ее.
    В 1881 году семья жила в волжской деревне Паулино, где Максимов заполнил несколько альбомов рисунками людей, изб, колодцев и пейзажами. Здесь в числе других он сделал и рисунок резного, фигурного безмена, который потом использовал в картине Заем хлеба (1883). Небольшая картина была выставлена на XI Передвижной выставке 1883 года и вызвала восторженные отзывы. «Максимов привез превосходную вещицу; цельно, неподражаемо, правдиво, просто и художественно, надо видеть», – писал Репин Третьякову. На Х Передвижной выставке 1882 года тоже были представлены несколько картин Максимова. Одну из них – Больной муж — выразил желание купить П. Третьяков. Одновременно нашелся и другой покупатель, который мог уплатить на 200 рублей больше. Но Максимов, несмотря на жестокую нужду, отдал картину Третьякову.
Несколько раз ездил Максимов на Волгу. В деревне Варвариха, что возле Юрьевца, он напишет трогательного Слепого хозяина. Два пейзажа Волга и У ручья были выставлены в 1883 году.
    В 1885 году Лидия Александровна стала наследницей усадьбы «Любша». Максимов с воодушевлением начал перестраивать ветхую усадьбу, и на первом этаже расположилась просторная, светлая мастерская. Уже с 1885 года Василий Максимович Максимов начинает работать над эскизами к будущему полотну Все в прошломПейзажем к ней послужил сад «Любши». Сохранившиеся эскизы к картине показывают, как упорно художник работал над полотном. «Все в прошлом» – одна из вершин творчества Максимова и, пожалуй, самая популярная его картина, она —  символ эпохи уходящего дворянства и пореформенной деревни и в то же время это простой и понятный всем человеческий документ. 
     В восьмидесятых годах во время очередной поездки на родину художник провалился в промоину на Волхове и долго находился в холодной воде, опираясь, как на перекладину, на охотничье ружье. С тех пор болезнь подтачивала его организм. Постоянная бедность по-прежнему осложняла жизнь семьи. Надежды на доходы с «Любши» также не оправдались, и Максимов совсем разорился. В Петербурге он переехал в более дешевую квартиру с тесными и сырыми комнатами. Прибавились и семейные неприятности: младшая дочь Ариадна вдруг сбежала с каким-то работником, пришлось возвращать ее… Болезни и нищета подорвали силы художника. Он все чаще впадал в депрессию и пытался избавиться от нее в частых застольях с друзьями. Почти единственным источником существования семьи остались авторские повторения старых картин. Максимов повторил свою самую покупаемую картину «Все в прошлом» 42 раза. Из жанровых картин на XVIII Передвижной выставке 1890 года была представлена новая работа С дипломом.
    
В 1893 году на XXI Передвижную выставку Максимов представил Лихую свекровь. Две трогательные картинки Пережил старуху и Добредет ли? появились на выставках 1896–1897 годов. Новые картины, написанные после 1890 года, У своей полосы (1891), После обедни (1891) и Лесной сторож носят полужанровый-полупейзажный характер. 
    В 1898–1899 годах Максимов создает замечательную серию пейзажных этюдов пушкинских мест – Михайловского и Тригорского. Накануне столетнего юбилея Пушкина, в июне 1898 года, вместе со своим другом В.П. Острогорским он предпринял поездку в Святогорье. Двенадцать пейзажных этюдов маслом были воспроизведены в юбилейном альбоме «Пушкинский уголок», составленном Острогорским и вышедшем в издательстве К. Фишера. Пейзажи просты, искренни и необычайно поэтичны. Среди этюдов художник изобразил в двух видах Домик няни в селе Михайловское и баню, в которой жил Пушкин в Тригорском. На нескольких этюдах – пейзажи: Вид из Тригорского на реку Соротьвиды по дороге к Святогорскому монастырю, где был похоронен Пушкин. В самом монастыре Максимов превосходно написал лестницу, поднимающуюся к могилам предков поэта. Художник запечатлел и сам памятник на могиле Пушкина.
     Следующим местом паломничества художника стал Псково-Печерский монастырь, живописнейший уголок русской земли. На XXIX Передвижной выставке 1901 года были экспонированы псковские этюды: Вид в окрестности Печерского монастыря и Снетный рынок на реке Пскове. В следующем году Василий Максимов выставил еще два псковских этюда: У святых ворот и Соборная пещерная церковь Успенья в Псково-Печерском монастыре. На выставке 1904 года был представлен ряд пейзажей, написанных в Польше, куда художник ездил в гости к старшей дочери Лидии. Художник участвовал в выставках передвижников до 1910 года.
    За четыре года до смерти художника Академия назначила ему пенсию – 49 рублей 50 копеек. Последний всплеск энергии позволил больному художнику взяться за картину Прощеное воскресенье. Он сделал несколько этюдов, снял мастерскую в Академии художеств для работы над большим полотном. Но срок аренды мастерской скоро истек. Пришлось перевезти большое полотно в тесную комнату, в которой было трудно  работать. Отчаяние, бессилие, обида охватили душу художника… Картине суждено было остаться незаконченной.
      Умер художник 18 ноября 1911 года и был похоронен на родине. Лучше всех сказал о Максимове И. Репин: «Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию. Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами… это самая простая русская вечная правда. Она светит из невычурных картин Максимова, из каждого лица и жеста…»

По книге Р. Алдониной «Василий Максимов» (серия «Мастера живописи. Русские художники»)

Книги, посвященные жизни и творчеству художника:




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group