|
 |
 |
 |
 |
Авторская колонка |
18.06.2012 |
Замечательный русский живописец-пейзажист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, профессор Петербургской Академии художеств Александр Александрович Киселев родился 18 июня 1838 года Колонка хранителя музея |
Виды среднерусской природы, снежные вершины гор Кавказа, лунные ночи над морем и залитые солнцем южные окраины Российской империи, заболоченные пруды в старинных усадьбах, желтеющие нивы полей и зеленеющие перелески – такова тематика его пейзажей. Картины, выполненные в светлых, радостных тонах, отражают оптимистическое мировосприятие художника.
Обладая исключительным трудолюбием, А.А. Киселёв создал более 800 картин, этюдов и акварельных рисунков. Многие из них находятся в художественных хранилищах музеев и картинных галерей. Но большинство работ Киселёва – в частных коллекциях…
|
|
18.06.2012 |
Восемнадцатого июня 2012 года исполняется 200 лет со дня рождения русского писателя-классика Ивана Александровича Гончарова Колонка редактора интернет-магазина |
«Наряду с такими драгоценными вкладами в нашу словесность, как „Обыкновенная история“, „Обломов“ и „Обрыв“, в литературные произведения Гончарова вкраплены необыкновенно живые воспоминания, полные ярких красок и живой наблюдательности. Таковы, например, „Слуги“ и в особенности „Фрегат „Паллада“. Сюда же надо отнести блестящий критический анализ „Горя от ума“ — „Мильон терзаний“, содержащий в себе никем до сих пор не превзойденную по тонкости и глубине оценку Чацкого, который „сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей“. Но если бы Гончаров написал лишь одного „Обломова“, то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей. Его Обломов так же бессмертен, как Чичиков, и так же, как он, меняет обличье и обстановку, оставаясь одним и тем же в существе… Нужно ли говорить о прекрасном языке Гончарова, богатом красками, сильном и сочном? Если сравнивать писателя с художником-живописцем, то широкая кисть Гончарова скорее всего напоминает Рубенса, как нежные и пленительные контуры Тургенева напоминают письмо Рафаэля, а яркие образы Толстого — „светотень“ Рембрандта…“ (А.Ф. Кони. „Иван Александрович Гончаров“)
|
|
10.06.2012 |
Десятого июня родился французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе, один из крупнейших художников-реалистов Франции XIX века Колонка хранителя музея |
Яркое и одиозное дарование Гюстава Курбе, казалось, появилось лишь затем, чтобы вдохнуть в слишком изнеженное и трепетное искусство французов толику мужественности и крепкого аромата деревенского бодрящего воздуха. «Как бы широко он ни писал, он нежен, – говорил Сезанн о Курбе. – Его вещи для музеев. Его „Веяльщицы“ в Нантском музее, с густым золотистым тоном, с большим красным пятном, с пылью муки, с узлом на затылке равны прекраснейшим Веронезам, и рука, эта молочная рука на солнце, эта ослепительная рука крестьянки, блестящая, как точильный камень. К тому же ведь это его сестра была ему моделью. Картину можно повесить рядом с Веласкесом, она выдержит…» Тот же Сезан говорил о Курбе: «Штукатур. Дикий месильщик гипса. Красочный невежа. Он лепит, как римлянин. И он был подлинным живописцем. За столетие нет никого, кто бы мог с ним справиться…»
|
|
07.06.2012 |
Выдающийся русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик, вдохновитель Товарищества передвижных выставок и основатель Артели художников Иван Николаевич Крамской родился 8 июня 1837 года Колонка хранителя музея |
В истории русской художественной культуры второй половины XIX века Крамской известен не только как большой и талантливый художник, но и как авторитетный общественный деятель и блестящий художественный критик. Василий Верещагин писал о нем: «Портреты его очень хороши… сходством, действительно иногда поразительным. Я не знаю у нас другого художника, который так схватывал бы характер лица». А Михаил Нестеров в своей книге «Давние дни» так отзывался о своем учителе: «Крамской сделал все, что ему положено было. Сделал в размер своего дарования, всегда сдерживаемого сильным контролем необычайного ума. Он был столько же художник, как и общественный деятель. Роль его в создании Товарищества передвижных выставок была первенствующей. Очень требовательный к себе, он был гораздо снисходительнее к своим друзьям художникам. Благородный, мудрый, с редким критическим даром, он был незаменим в товарищеской среде. Его руководящее начало чувствовалось во всем, что касалось славы и успеха Товарищества того времени. Думается, он был бы незаменимым в деле возрождения тогдашней Академии художеств. Это был бы ректор ее по призванию. Но судьба его была решена, вместе с тем была решена и судьба Академии, не оправдавшем тогда возлагаемых на нее надежд. Со смертью Крамского незаметно стали приходить в упадок и дела Товарищества. Заменить его как администратора, как идейного руководителя было некому. Мы должны оценить значение Крамского в русском художестве. Ему будут оказаны те честь и место, которых он достоин…»
|
|
06.06.2012 |
Шестого июня мы празднуем день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (6.6.1799–10.2.1837) Колонка редактора интернет-магазина |
Книги Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать. К его памятнику приходим мы в этот день, чтобы услышать бессмертные строки и поклониться его гению.
Но Пушкин никогда не застывал в бронзе, он был живым человеком, искренним, увлекающимся, любящим жить. Нам остались воспоминания его современников и друзей, многие из них не публиковались в то фарисейское время, когда из поэта делали идола. Когда сейчас мы говорим: «Пушкин — наше всё», мы имеем в виду не только его всеобъемлющие дарования, но и парадоксальную натуру и уникальную судьбу, вместившую так много граней человеческого бытия за такую короткую жизнь поэта…
|
|
05.06.2012 |
Пятого июня родился Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи Колонка хранителя музея |
Около 40 лет он был придворным живописцем короля Филиппа IV. «Изумительным живописцем безобразного» и «гением безучастности» называл Веласкеса Хосе Ортега-и-Гасет, говоря: «Для него жить — значит сохранять дистанцию. Его фигуры неощутимы, они — чистые видения, а реальность воистину призрачна. Отсюда, наконец, и совершеннейшая неозабоченность зрителем. Его задача — написать картину и освободиться от нее, оставив нас перед плоскостью холста». Крамской, благоговевший перед Веласкесом, говорил: «Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит, и, как у Господа Бога, — все шевелится, смотрит, мигает…» Но лучше всего о работе испанского живописца говорят слова Теофиля Готье. Оказавшись перед полотном Диего Веласкеса «Фрейлины», французский писатель воскликнул: «Где же картина?»
|
|
31.05.2012 |
Первого июня родился великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка (1.6.1804–15.2.1857) Колонка редактора интернет-магазина |
«Внутри нашего обширного отечества имя Глинки едва известно… Глинка только по исключительности своего положения, по „молодости России“ в отношении искусства, не успел еще при жизни своей приобрести всесветную славу, по крайней мере, наравне с современными героями на оперном горизонте, а в сущности, несравненно их выше и важнее, потому что примыкает к немногочисленному разряду первостепенных истинных музыкальных творцов. Со временем, мало-помалу, отдадут Глинке и иностранцы то, что принадлежало ему несомненно. Согласно с этим, каждый из русских, кто горячо любит музыку и свою родину, должен посвятить свои силы… распространению музыки Глинки по всему свету во славу России и ее гения-самородка… Должны будут появляться статьи, цель которых – знакомить читателя с разными сторонами богатейшего, громаднейшего дарования нашего соотечественника. Красоты его двух опер, его романсов, фантазий для оркестра составляют неисчерпаемую руду для русской музыкальной критики на много лет вперед…» — писал в «Музыкальном вестнике» композитор А.Н. Серов в 1857 году, в год смерти М.Н. Глинки. Он и предположить не мог тогда, как использует эту «руду» музыкальная критика после смерти композитора, да и в последующие десятилетия «триумфального» шествия опер Глинки по советским сценам. Пришла пора вернуть отечеству подлинного Глинку, его истинные партитуры и действительно самобытную и великую музыку.
|
|
29.05.2012 |
Тридцать первого мая исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского живописца, мастера портрета и иконописца Михаила Васильевича Нестерова Колонка хранителя музея |
Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моим единственным призванием. Творчество много раз спасало меня от ошибок… Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну родину нашу! Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью в объятиях нашей матушки-природы. И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их…» (М.В.Нестеров. «Давние дни»)
|
|
28.05.2012 |
Двадцать восьмого мая родился замечательный русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик Максимилиан Александрович Волошин (28.5.1877–11.8.1932) Колонка редактора интернет-магазина |
«Ни один пейзаж из составляющих мою выставку не написан с натуры, а представляет собою музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа. Среди выставленных акварелей нет ни одного „вида“, который бы совпадал с действительностью, но все они имеют темой Киммерию. Я уже давно рисую с натуры только мысленно. <…> Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе те восходящие токи, по которым можно взлететь на планере. Вся первая половина моей жизни была посвящена большим пешеходным путешествиям, я обошел пешком все побережья Средиземного моря, и теперь акварели мне заменяют мои прежние прогулки. Это страна, по которой я гуляю ежедневно, видимая естественно сквозь призму Киммерии, которую я знаю наизусть и за изменением лица которой я слежу ежедневно…» (Максимилиан Волошин.
«О самом себе»)
|
|
|
24.05.2012 |
Двадцать четвертого мая мы отмечаем День славянской письменности и культуры и вспоминаем равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, реформаторов славянской азбуки и создателей церковнославянского языка, проповедников христианства Колонка редактора интернет-магазина |
История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века. Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю)…
|
|
24.05.2012 |
Выдающийся русский художник-пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов (24.5.1830–8.10.1897), один из членов-учредителей Товарищества передвижников, родился 24 мая Колонка хранителя музея |
Сохранился фотопортрет отставного надворного советника А.К. Саврасова, сделанный незадолго до смерти. На нем — гордый старик с суровым взглядом, в котором читается одновременно и драма его жизни, и протест против нее. Борода седая, но волосы еще темные мягкие, высокий благородный лоб. Вглядитесь в эти глаза, в рабочие руки, сумевшие перенести на холст красоту земли Русской. Судьба этого художника впитала все парадоксы человеческой натуры и до сих пор вызывает споры о мере таланта и скорби, отпущенных человеку…
|
|
21.05.2012 |
Выдающийся немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса Альбрехт Дюрер родился 21 мая Колонка хранителя музея |
Современник писал о нем: «За всю его жизнь не известно ни одного поступка, который заслуживал порицания или хотя бы снисхождения, он был безупречен вполне». Эти слова относятся к математику, механику, архитектору, теоретику фортификации и замечательному художнику Альбрехту Дюреру. Искусство Дюрера-гравера восхищало современников. Эразм Роттердамский восторженно восклицал: «Чего только он не может выразить в одном цвете, т. е. черными штрихами! Тень, блеск, выступы и углубления… огонь, лучи, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, саму душу человека».
Не менее велик Дюрер и в живописи…
|
|
18.05.2012 |
«Русских царей украшение…»
Девятнадцатого мая родился Николай Александрович Романов (19.5.1868–17.7.1918), будущий российский царь-мученик Николай II, причисленный Русской Православной Церковью к лику святых в 2000 году Колонка редактора интернет-магазина |
Будущий страстотерпец Николай II родился в день, когда Православная Церковь празднует память святого Иова Многострадального. Подобно праведному Иову, Императору Николаю II были попущены великие испытания его верности, и подобно праведнику, Николай II с честью прошёл эти испытания, предпочтя свою смерть и смерть своей Семьи, измене Христу и России. Царский подвиг до сих пор остаётся непонятым большей частью русского народа. В течение десятилетий имя Императора Николая II окружали клевета, непонимание, глумление… Придёт время, и Россия низко поклонится своему Царю, Царю, которого она когда-то предала в руки палачей, но который до последнего своего дня беззаветно любил ее и отдал во имя неё свою жизнь и жизни самых близких ему людей. И эта воскресшая Россия воскликнет: «Радуйся, Николае, русских царей украшение!»
|
|
15.05.2012 |
Замечательный русский художник и архитектор, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года Колонка хранителя музея |
«Васнецову обрадовались потому, что тирания лаптя и сермяги всем слишком надоела. Если в Васнецове и нет настоящей, грандиозной творческой мощи, то в нем, несомненно, большая сила новатора, открывшего, несмотря на вопли и протесты, целую область для художественной разработки…» «Успеху Васнецова способствовало, впрочем, еще одно обстоятельство, не особенно веское по существу, но имевшее временно большую силу, а именно: модное увлечение в начале 90-х годов мистицизмом, которое так кстати совпало с возрождением официальной религиозности…» (А. Бенуа. «В.М. Васнецов. Сказки. Религиозная живопись. Владимирский собор»)
|
|
15.05.2012 |
Пятнадцатого мая родился Валерий Иванович Якоби (15.5.1834–26.51902), русский живописец, профессор, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Колонка хранителя музея |
Валерий Иванович Якоби — один из видных деятелей искусства передвижников, «шестидесятник», как говорили позже о людях этого поколения. По масштабу своего даровании он уступает своим старшим современникам Перову и Крамскому, однако его кисти принадлежит ряд ярких гуманистических полотен гражданского звучания, а также исторических картин, воссоздающих эпоху «временщиков» на царском троне, ставших хрестоматийными в истории русской живописи…
|
|
12.05.2012 |
Двенадцатого мая мы вспоминаем английского поэта, переводчика, иллюстратора и живописца Данте Габриэля Россетти (12.5.1828–9.4.1882) Колонка хранителя музея |
Принято считать, что глава «Братства прерафаэлитов», поэт-романтик и художник-символист, Россетти стоял у истоков английского символизма и декаданса. Основное творческое наследие Россети посвящено его жене и натурщице Элизабетт Элеонор Сиддал (25.07.1829 — 11.02.1862), художнице и поэтессе. Однако Россетти-иллюстратор и Россетти-поэт ярко дополняют в нем живописца, а трагическая философия хрупкости прекрасного в его произведениях оставляет открытым вопрос ухода художника от социальной проблематики…
|
|
11.05.2012 |
Русский художник-график, иллюстратор, жанрист и иконописец Григорий Гагарин родился 11 мая 1810 года Колонка хранителя музея |
Григорий Григорьевич Гагарин – личность универсальная. Редко кто из современников сочетал в себе столь разнообразные дарования, воплотившиеся в разных сферах творческой деятельности. Этот талантливый, европейски образованный художник проявил себя и в живописи, и в графике, он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, и в архитектуре – в строительстве храмов русско-византийского стиля, которые сам же часто и расписывал. Не менее важны научные изыскания Гагарина в области археологии, а также его деятельность в роли вице-президента императорской Академии художеств…
|
|
09.05.2012 |
«Я не участвую в войне — она участвует во мне…»
Стихи поэтов-фронтовиков Колонка редактора интернет-магазина |
Сороковые, роковые, военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало — война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России, а мы такие молодые!
Давид Самойлов. «Сороковые»
|
|
07.05.2012 |
Величайший русский композитор, дирижер, педагог Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года Колонка редактора интернет-магазина |
Я редко встречал художника, которого так трудно было бы определить одной формулой. Сказать ли, что он был эклектик? На первый взгляд – да: в нем совмещались многие стороны, он был чужд всякого фанатизма, в течение своего поприща заметно подавался вправо и влево. Но эти уклонения так мало касались сущности его таланта! Что бы он ни писал, он явно оставался самим собой… Параллельно тому, как росла его художественная слава, все выше и выше поднималась волна любви и поклонения, окружавших его в частной жизни. Но ни то, ни другое не было способно его испортить. Несчастие не сломило бы его энергии и не ожесточило бы его против людей; счастье не вызвало в нем ни самомнения, ни эгоизма. В его тонкой и нежной душе была заключена сила, не только покорявшая всех нас, знавших его, но и перевешивавшая все то, что могла принести или отнять у него судьба… (Г.А. Ларош. «Воспоминания о П.И. Чайковском»)
|
|
|
«
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
|
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
|
|
|
|
|
|
 |
 |
|
 |
|
|
|