закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 514-01-35
Сегодня 8.06.2023
Книга дня
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни

Авторская колонка (Колонка хранителя музея)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 9 10 11
03.09.2018
Третьего сентября 1734 года родился один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия Джозеф Райт из Дерби (1734–1797)
Колонка хранителя музея
Современные достижения науки и индустриализации вдохновляли Джозефа Райта из Дерби (1734–1797) – художника необычного таланта, в творчестве которого «реалистическая трезвость» и интерес к прогрессу удивительно сочетались с ярко выраженными романтическими чертами. Райт родился в городе Дерби, расположенном в одном из больших центров промышленной революции, в семье преуспевающего адвоката, обучался живописи Лондоне у Томаса Хадсона. Большую часть жизни художник провел в провинции, среди его друзей было много знаменитых деятелей науки и культуры, промышленников, изобретателей: ученый, врач и философ Эразм Дарвин, геолог Джон Уайтхерст, реформатор керамического производства Джозайя Веджвуд, химик Джозеф Пристли, писатель Томас Гисборн, предприниматель и изобретатель Ричард Аркрайт. Любознательный и пытливый умом Райт подолгу общался с ними, присутствовал при научных экспериментах, состоял членом прогрессивного «Лунного общества».
30.08.2018
Памяти замечательного русского художника, выдающегося мастера лирического пейзажа Исаака Ильича Левитана
Колонка хранителя музея
«Вдумчивый по природе, ищущий не только внешней „похожести“, но и глубокого, скрытого смысла, так называемых „тайн природы“, ее души, он шел быстрыми шагами вперед и стал большим мастером. Левитан был „реалист“ в глубоком, непреходящем значении этого слова: реалист не только формы, цвета, но и духа темы, нередко скрытой от нашего внешнего взгляда. Плёс и последующие за ним годы — жизнь в Тверской губернии — были самыми богатыми и плодотворными в его короткой жизни… Редкий год Третьяков не брал чего-либо из новых работ Левитана для своей галереи, потому сейчас Государственная Третьяковская галерея имеет лучшее собрание „левитанов“… Перед нами Левитан, признанный, любимый. С него пишет прекрасный, очень похожий портрет Серов, лепит тогда еще молодой скульптор Трубецкой статуэтку, и все же Левитана надо назвать „удачливым неудачником“. Что тому причиной? Его ли темперамент, романтическая натура или что еще, но художник достиг вершины славы именно в тот час, когда незаметно подкралась к нему тяжелая болезнь (аневризм сердца)… (Михаил Нестеров. „Давние дни“)
29.08.2018
Двадцать девятого августа родился выдающийся французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века Жан Огюст Доминик Энгр (29.8.1790–4.1.1867)
Колонка хранителя музея
На фоне блистательного расцвета французской живописи ХIХ века выделяются, бесспорно, доминирующие ключевые фигуры – Энгр и Делакруа. При этом оба они были во многом не только соперниками, но и антиподами. Делакруа – признанный вождь романтической школы, бунтарской и ищущей новые пути, Энгр – «хранитель верных доктрин, а не новатор»…
27.08.2018
Двадцать седьмого августа 1862 года родился выдающийся русский художник-передвижник, замечательный колорист, мастер портретной и жанровой живописи Абрам Ефимович Архипов

Колонка хранителя музея
Абрам Ефимович Архипов вошел в историю русского искусства конца XIX — начала XX века как художник тонкого поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме. Современник Левитана, Коровина, Виноградова, Нестерова, Серова, выходец из Рязанской губернии, Архипов несколько выпадает из этой талантливой «стайки», хотя и не уступает ни в технике письма, ни в лиричности своих ранних картин, ни в признании современников. Достаточно сказать, что такой потрясающе талантливый художник и человек с тонким художественным вкусом, как Михаил Нестеров, всю свою жизнь не уставал следить за творческим успехом Архипова и восхищаться им в своих письмах родным, друзьям, художникам и просто добрым знакомым…
25.08.2018
Двадцать шестого августа родился Эрнест Карлович Липгарт (1847–1932), академик живописи, хранитель картинной галереи Эрмитажа (1906–1929), человек разносторонних дарований.
Колонка хранителя музея
Его имя хорошо известно искусствоведам-итальянистам. Многочисленные статьи по искусству Возрождения, атрибуции и в первую очередь атрибуция «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи, снискали ему заслуженную славу как ученому. Его огромной заслугой являются поступления в эрмитажную картинную галерею, сделанные благодаря его стараниям, среди которых можно назвать уже упоминавшуюся «Мадонну Бенуа», «Похищение сабинянок» Тьеполо, «Апостолов Петра и Павла» Эль Греко, «Св. Себастьяна» Перуджино, «Бегство в Египет» Тициана, а также ряда картин из собрания Строгановых и великой княгини Марии Николаевы…
20.08.2018
Двадцать первого августа родился выдающийся французский живописец-жанрист эпохи Просвещения Жан-Батист Грёз
Колонка хранителя музея
Среди плеяды блестящих французских рисовальщиков эпохи Просвещения – Антуана Ватто, Франсуа Буше, Шарля Натуара, Жана-Батиста Удри, Юбера Робера, Жана Оноре Фрагонара, Габриэля де Сент-Обена – Грёз занимает особое место. Его графическое наследие насчитывает около 700 листов, хранящихся в музейных и частных собраниях. Произведения Грёза имелись в собраниях Екатерины II и Павла I. По гравюре П.Ш. Ингуфа с известного полотна Грёза «Паралитик» работали на занятиях рисунком ученики Петербургской Академии художеств. ого мастера очень ярко отразило характер искусства века Просвещения, его оптимизм, утопизм и одновременно внутреннюю сложность. В вечном диалоге с Дидро Грёз был пассивной стороной, не имея возможности отвечать на оценки великого критика. Но яркие и меткие пассажи Дидро о Грёзе и само искусство этого художника остались вечными раритетами века Просвещения, шедеврами слова и живописи, о сходстве и различии которых так много размышляли просветители…
18.08.2018
Девятнадцатого августа 1848 года родился Гюстав Кайботт, французский живописец и коллекционер
Колонка хранителя музея
Некоторые из импрессионистов сочетали занятия искусством с организационной деятельностью, как Писсарро или Сислей. Таков же был и Гюстав Кайботт (1848–1894), богатый холостяк, инженер-кораблестроитель, талантливый художник. Он оказался в первом ряду щедрых меценатов импрессионистов. Познакомившись сначала с Моне, потом и с Ренуаром, он подружился с ними, покупал их картины. В 1876 году после выставки присоединился к их содружеству.
16.08.2018
16 августа родился русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства» Иван Яковлевич Билибин (16.08.1876 — 07.02.1942)
Колонка хранителя музея
«Представляется, что у каждого рассматривающего иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина на лице появляется добрая, оптимистическая улыбка, навеянная смутными воспоминаниями из детства или просто от встречи с красочным, „облагороженным лубком“ (слова самого И.Я. Билибина) художника. Между тем будущий носитель самобытного стиля в графике, живописи, в оформительском творчестве двадцатилетний Иван Билибин поступил на юридический факультет Петербургского университета, который и окончил в 1900 году. Но юристом не стал, потому что параллельно с учебой в университете, видимо, самозабвенно изучал рисунок, графику, живопись. И вскоре стал известен широкой общественности как прекрасный иллюстратор русских народных сказок, былин, произведений А.С. Пушкина. В эти же годы становится членом объединения „Мир искусства“, много путешествует по России, изучая народное творчество, вырабатывая свой „билибинский“ стиль, начинает серьезную работу оформителя спектаклей.
06.08.2018
6 августа родился Аполинарий Михайлович Васнецов, выдающийся русский художник, черпавший вдохновение в природе и истории родной страны
Колонка хранителя музея
Трудно найти среди русских художников больших выразителей национального духа, чем братья Виктор (1848–1926) и Аполлинарий (1856–1933) Васнецовы. Воплощения зачастую героически-наивных мифов и надежд народа русского старшим братом Виктором и не менее патетическая романтика московской истории младшего, Аполлинария – это лишь небольшая часть выплеснувшейся в их творчестве великой страсти, что называется любовью к Родине. Да иного вроде бы и быть не могло. Если уж Бог дал братьям немалые таланты творить прекрасное, да определил им родиться в суровых русских, вятских краях, а не в прозападном, к примеру, Петербурге, то и должны они оба стать великими патриотами земли своей.
05.08.2018
Выдающийся русский живописец, мастер исторического и бытового жанра, педагог и мемуарист Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года
Колонка хранителя музея
«В России за последние сто лет было немало чудных портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Перов и Серов — вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах особенно сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны.» (Н.А.Бенуа)
03.08.2018
Памяти выдающегося русского живописца-портретиста, миниатюриста, иконописца, представителя сентиментализма Владимира Лукича Боровиковского
Колонка хранителя музея
Владимир Лукич Боровиковский (4.8.1757–18.4.1825) – последний из славной плеяды русских портретистов восемнадцатого столетия – сравнительно поздно (в возрасте тридцати лет) стал известен широкой публике Петербурга, но сумел чрезвычайно быстро достичь признания современников. На протяжении всей долгой жизни, скромный и трудолюбивый, Боровиковский работал много и плодотворно. По сравнению с Федором Рокотовым и Дмитрием Левицким он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее около четырехсот произведений. Прежде всего, живописец полностью реализовался в разнообразных типологических структурах портретного жанра. В самом конце века, на грани девятнадцатого столетия, Боровиковский создает целый ряд портретов, по преимуществу женских и девичьих, в которых окончательно находит самого себя и вместе с тем утверждает в портретной живописи новый тип человека, существующий, а не сочиненный художником, увиденный, открытый только им. В таких изумительных портретах, как портреты В.И. Арсеньевой, Е.А. Нарышкиной, М.А. Орловой-Денисовой, со всей силой обнаруживаются особенности портретного стиля художника. Представления живописца о красоте русской дворянской барышни воплощен в знаменитом Портрете Марии Ивановны Лопухиной…
02.08.2018
Талантливый русский живописец-пейзажист, принадлежащий известной династии художников Чернецовых, рисовальщик, путешественник, мемуарист Никанор Григорьевич Чернецов родился 2 августа 1805 года
Колонка хранителя музея
Судьба братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, талантливых выходцев из народа, типична для своего времени: сначала они преодолели множество препятствий для достижения заветной цели, потом верно служили своим искусством просветительской идее, а в конце, вместо благодарности современников, их ожидали забвение и нищета…
29.07.2018
29 июля родился всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817–2.05.1900)
Колонка хранителя музея
Айвазовский был человеком непосредственным, живым, активным, легко загорающимся от едва мелькнувшей мысли. И в своем творчестве и в повседневном быту он был юношески быстр в осуществлении своих замыслов. Эта черта его характера сохранилась до глубокой старости. Она придала его искусству драгоценные свойства — живость и непосредственность, которых часто недостает молодым художникам. Несмотря на то, что Айвазовский был по природе нетерпелив, при создании своих произведений он всегда доводил их до высокой степени законченности. Мы не знаем незавершенных полотен Айвазовского (за исключением последней картины, работу над которой прервала внезапная смерть художника)…
28.07.2018
Выдающийся русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу» Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года
Колонка хранителя музея
«Талант Иванова в связи с его общим развитием давал некоторым приготовительным его работам ту особую окраску привлекательности и легкости исполнения, даже колоритности, и окраску такой неподражаемой талантливости, какую встречаешь только у самых больших и художников и виртуозов в одно и то же время. Есть несколько его этюдов голов и пейзажей, исполненных действительного огня; и очевидно, что талант его был первоклассным, но ум был еще более таланта. Этот ум, созревая, и стал причиною выхода Иванова из узкой умственной атмосферы, окружавшей его в действительности; благодаря ему Иванов и разошелся с господствовавшими воззрениями в живописи того времени, он же и натолкнул Иванова на необходимость черновой исторической работы…» (Иван Крамской. «А.А. Иванов и его значение для русского искусства»)
19.07.2018
Родился выдающейся французский живописец, один из блестящих представителей импрессионизма Эдгар Дега (19.07.1834–27.09.1917)
Колонка хранителя музея
«В основе своей его рисование так же классично, как у Энгра, но, оставив холмы Эллады для подмостков парижской Оперы и взяв в проводники любопытство, он создал искусство познавательное, соотносимое с гонкуровским и могущее соперничать подчас с любой страницей Бальзака. С изумительным чутьем он следует за каждым изгибом, каждой характерной неправильностью, вычерчивая на полотне самую душу своей модели… (Джордж Мур. „Воспоминания о Дега“).
13.07.2018
Тринадцатого июля 1869 года родился русский живописец, замечательный рисовальщик и мемуарист Сергей Арсеньевич Виноградов
Колонка хранителя музея
Сергей Виноградов принадлежит к числу наиболее значительных мастеров русского искусства рубежа XIX–XX столетий. Он имел репутацию виртуозного живописца и блестящего рисовальщика. В раннем творчестве создавал жанровые картины на темы жизни деревни и русской провинции, близкие передвижнической традиции — «Починка барки» (1888), «Обед работников» (1890), «Бабы» (1894) и другие. Уже в них художник использовал многие приемы импрессионистов, в частности особое внимание уделял передаче эффектов освещения. В 1900-х сосредоточился на пейзаже в уже абсолютно импрессионистическом духе, с непосредственностью пленэрного восприятия натуры, в свободной живописной манере, яркими, насыщенными цветами, светлым свежим колоритом. В 1910-х, как и многие товарищи по Союзу русских художников (например, С.Ю. Жуковский и Л.В. Туржанский), увлекся темой старинных русских усадеб, запечатлевая в свои картинах парки и интерьеры, проникнутые тонким лиризмом и элегичностью. Среди членов Союза выделялся как мастер «солнечного света», которым буквально залито большинство его пейзажей…
10.07.2018
Десятого июля родился талантливый французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма Камиль Жакоб Писсарро
Колонка хранителя музея
«Я был в 1852 году хорошо оплачиваемым клерком в Сен-Тома, – писал Писсарро в письме к одному из знакомых, – но я не смог там выдержать. Не раздумывая долго, я все бросил и удрал в Каракас… То, что я претерпел, невообразимо, то, что мне приходится терпеть сейчас, ужасно… а теперь я уверен, что у меня нет будущего. Однако если можно было бы начать сначала, я думаю, я не стал бы колебаться и пошел бы по тому же пути»…
05.07.2018
Выдающийся русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи Павел Петрович Чистяков родился 5 июля 1832 года
Колонка хранителя музея
Замечательный художник и педагог, многолетняя работа которого в Академии художеств в значительной мере определила судьбы реалистической школы живописи в России конца XIX — начала XX века, прожил долгую плодотворную жизнь. Итогом 87 лет его наполненной трудами жизни стали всего несколько исторических полотен и портретов, незаконченные записки об искусстве и педагогике. Но главный итог — это сотни картин, которые создали благодарные ученики, возвратив миру все то, что вложил в них Павел Петрович. В числе его учеников  — Е. Поленова, И. Остроухов, Г. Семирадский, В. Борисов-Мусатов, В. Савинский, Ф. Бруни и многие другие. Но лучшим свидетельством роли Чистякова в истории русского искусства служит плеяда выдающихся мастеров — Суриков, Репин, Поленов, Виктор Васнецов, Врубель, Серов. К Чистякову шли учиться или, вернее, доучиваться даже выпускники, окончившие академию с золотыми медалями. «…Чистяков еще не оценен и не осмыслен по-настоящему. Нет понимания масштабов этой фигуры, нет понимания того, что именно через Чистякова проходит — идущая от Александра Иванова — самая важная и самая высокая линия в русском искусстве и в русской философии искусства», — писал один из его учеников…
04.07.2018
Памяти выдающегося русского живописца и рисовальщика, оригинального мастера жанровой и портретной живописи Павла Андреевича Федотова
Колонка хранителя музея
Павел Федотов прожил классические тридцать семь. Начинал как дилетант, занимаясь рисованием во время, свободное от обязанностей офицера Финляндского полка. Ровно через десять лет службы, оставив долгие колебания, он вышел в отставку, решив целиком посвятить себя художественной деятельности. Жизненный путь его оборвался в 1852 году. Таким образом, как профессиональный художник Федотов работал всего восемь лет. Дебют художника перед русской публикой состоялся в середине этого восьмилетнего срока: в 1848 году на выставке в Петербургской Академии художеств появились три первых его картины, среди них – ставшее впоследствии самым популярным из его произведений «Сватовство майора». Неизвестный прежде художник вдруг сделался знаменит… Апофеозом метафорической поэтики Федотова стало его последнее произведение «Игроки» (1851–1852), где очевидно — не человек играет картой, а карта человеком. В полотне «Игроки» невозможно узнать руку, сотворившую «Сватовство майора», хотя эти картины разделяют неполные четыре года. Эволюция столь стремительная – явление уникальное. В «Игроках» – не просто другая манера, но противоположный строй миросозерцания. В виду такой метаморфозы трагическая развязка федотовской биографии – смерть в лечебнице для душевнобольных – воспринимается как нечто предопределенное сверхинтенсивной деятельностью творческого интеллекта… «Павла Андреевича Федотова можно смело поставить во главе нового направления живописи: художник открыл собой тот цикл наших жанристов, который получил особенно яркое развитие в лице Перова и Владимира Маковского…» (П.П.Гнедич)
03.07.2018
День рождения Иосифа Евстафьевича Крачковского — русского художника-пейзажиста, представителя академического искусства
Колонка хранителя музея
Трудно представить себе художника, личность которого была бы более тесно связана с его творчеством. Решительный, увлекающийся, подвижный, удивительно добрый и отзывчивый, с ярким художественным темпераментом, он весь высказался в своих холстах, в своей манере, в изысканном рисунке, в любви к ярким тонам и густой светотени. Его страстная любовь к природе, благоговейное отношение к мельчайшим деталям объясняют многое в его творчестве. В своих картинах, известных под общим названием «Воспоминания“, Крачковский часто отдавал предпочтение портретности в пейзаже, считая, что лучше природы не придумаешь, что случайности распределения масс зелени, облаков, красочных пятен так божественно прекрасны, что дай Бог, чтобы хватило сил хоть немного приблизиться к ним», — писал Н. Беккер, близкий родственник и ученик Крачковского.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 9 10 11
« 2021 2022 2023 2024 2025
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
 


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2022, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group