 Дата по старому стилю: 29 августа. Дата по новому стилю: 11 сентября. Церковный календарь обозначает этот день, как день Усекновения Главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна, в народе же этот день имел непривычное для слуха современного человека название — «Иван-Головосек». Это день сурового поста. Поэтому этот праздник еще назвали Иван Постный. Евангелие от Марка (6:17 — 29) рассказывает историю смерти Иоанна Крестителя: «…Ибо Ирод, связав, взял Иоанна и посадил его в темницу, за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, на которой он женился. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, гневаясь на него, желала убить его, но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушая его и с удовольствием слушался его. И пришел день, когда Ирод, по случаю дня своего рождения, делал пир вельможам своим, тысячникам и старейшинам галлилейским, и вошла дочь Иродиады, танцевала и угодила Ироду тем, что возлежала с ним. Сказал царь девице: проси у меня, что хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего только попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: что просить? И ответила та: голову Иоанна Крестителя. Она тотчас же пошла к царю и просила, со словами: хочу, чтобы ты теперь же дал мне голову Иоанна Крестителя на блюде. Царь опечалился, но ради клятвы и тех, кто возлежал с ним, не захотел отказывать ей. И тот час же, послав палача, царь велел принести голову его. Тот пошел, отсек ему голову в темнице и принес голову его на блюде и отдал девице, а девица отдала её матери своей…». Традиции и верования русского народа, связанные с этим днем, были причудливы. Обрядность праздника Усекновения во многом связана с запретами на всё, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание. По народному поверью, в день Усекновения главы нельзя ставить на стол ничего круглого, то есть ни блюд, ни тарелок, так как голова Иоанна Предтечи была принесена в блюде. Также считалось, что в этот день нельзя употреблять в пищу круглые фрукты и овощи (яблоки, картофель, арбузы, лук, репу). Кроме того, запрещалось брать в руки нож, серп, косу, топор. Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать. Картофель варили в «мундирах», тыквы пекли, хлеб отламывали руками. Считалось, что в этот день последний раз могут прогреметь грозы. Этот день знаменовал собой конец лета и начало зимы. «Иван Постный приблудил, лето красное проводил», «Иван Постный – зимы отец крестный», «На Головосек журавли полетели на юг – к ранней зиме». В этот день не пели и не танцевали, потому что дочь Иродиады танцами и песнями выпросила у царя Ирода голову Иоанна Крестителя. Также в этот день собирали корни целебных трав, которыми лечили головные боли, бессонницу. Этот день в разных губерниях также мог иметь другие названия: Полетовщик, Иван-полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Иван – осенний торжок. С Ивана-постного убирали репу. Начались «Репные Дни». «Репный» праздник отмечался без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных странников. Вместо запретного круглого пирога-каравая пекли в этот день долгие, т.е. длинные пироги. В некоторых местностях фольклористы и этнографы фиксировали необычную, странную на современный взгляд, но, тем не менее, исполненную своеобразного благоговения, обрядность. Молодежь со всего села сходилась к околице. Приносилась туда заранее кем-нибудь из старых людей приготовленная глиняная, одетая в холщёвый саван, кукла, без малого в человеческий рост. Особенностью этой куклы было то, что она делалась без головы. Эту безголовую куклу поднимали две молодых девушки и бережно, в торжественном молчании, несли на руках впереди толпы к реке, где на самом крутом берегу, останавливались и клали свою ношу наземь. Вся толпа начинала причитать над куклою, как над дорогим и близким покойником. По прошествии некоторого времени, оплаканного глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и при крике толпы опускали в воду. Этот обезглавленный человек в саване олицетворял св. Иоанна Крестителя, нераздельно сливавшегося в народном воображении с побеждённым тёмными силами красным летом. На Ивана постного устраивались ярмарки-однодневки, «ивановские торги», по многим городам и весям. На них, по большей части, шел торг предметами домашнего крестьянского обихода, лошадьми, огурцами («в засол»), мёдом с вощиною и скобяным товаром. И не было на этих постных торгах разгула весёлого, как это всегда бывает в ярмарочную пору. Поговорки и приметы: На Ивана постного – долгий пирог, репный праздник. Иван Поститель пришёл, лето красное увёл. Красно лето работой, а Иван-пролеток красными товарами. С постного Ивана не выходи в поле без кафтана. Иван Предтеча гонит птицу за море далече. Полеток птичек в дорогу сряжает. Птичка холодной воды хлебнула, оттого за море тянется. Поститель Иван – пост внукам и нам. Иван Постный не велик, а перед ним и Филиппов пост – кулик. Пост – в рай мост. Кто все посты постится, за того все четыре Евангелиста. |