 Никола зимний — день народного календаря, в который почитают святого Николая Чудотворца. Отмечают его 6 (19) декабря. В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело — зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее. В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь, частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами. «У того ли, у Николы Можайского, Те мужики новгородские соходилися, На братчину, на Никольщину, Начинают пить канун, пива ячные»… Так пелось в старинной песне, занесенной Киршею Даниловым в его «Древние русские стихотворения». Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличие от прочих — это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3–4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага – рядит. Николщина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велись беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами. Зимний Никола был в старину днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит Никольский торг!», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!». Св.Николая-чудотворца зовет люд православный великим угодником Божиим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде-напасти, крепко веруя в необоримую силу его святой молитвы перед Господом. Но наиболее всего прибегает русский народ под покров «Николы», путешествуя на водах. В старинной новгородской былине о «Садке, богатом госте, и Царе Морском» упоминается об этом свойстве великого угодника Божия. Разыгрался на гуслях Садко, в подводном дворце владыки поддонного сидючи; расплясался под его игру гусельную Царь Морской, и поднялась на море буря великая — что ни час, то грознее. Но вмешался тут Николай-Угодник; «Гой еси ты, Садко-купец, богатый гость!» — обращается он явившись во сне, к гусляру подневольному: «А рви ты свои гусли звончаты; Расплясался у тебя Царь Морской, А сине море всколебалося, А и быстры реки разливалися, Топят много бусы, корабли, Топят души напрасные…» Послушался Садко, «изорвал он струны золотые и бросает гусли звончаты, перестал Царь Морской скакать и плясать: утихло море синее, утихли реки быстрые». В преданиях балканских славян (сербов, болгар и др.), передается, что по окончании мироздания, при дележе вселенной между силами небесными, Бог-Саваоф передал св.Николаю-чудотворцу — в его полную власть — «все воды и броды». Существует и до сих пор еще бродит в народе, обок с каликами-перехожими и памятливыми «сказителями» старых былей и небылиц, любопытный сказ о состязаньи Николы-угодника с Ильею-громовником. В давние времена, — повествует перенесший этот сказ из уст народа на печатные страницы своих «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н.Афанасьев, — жил-был мужик, Николин день завсегда почитал, а в Ильин нет-нет, да и работать станет; Николе-угоднику и молебен отслужит, и свечу поставит, а про Илью-пророка и думать забыл. Вот раз как-то идет Илья-пророк с Николою полем этого самого мужика, идут они да смотрят — на ниве зеленя стоят такие славные, что душа не нарадуется. «Вот будет урожай, так урожай!» — говорит Никола. — «А вот посмотрим!» — отвечает Илья: «Как спалю я молнией, как выбью градом все поле, так будет мужик правду знать да Ильин день почитать!» Поспорили и разошлись в разные стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: «Продай, — говорит, скорее минскому попу весь хлеб на корню; не то ничего не останется, все градом повыбьет!»… Мужик послушался. Прошло ни много, ни мало времени: собралась-понадвинулась грозная туча, страшным градом и ливнем разразилась она над нивою мужика, весь хлеб — как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою, и говорит Илья: «Посмотри, каково разорил я мужиково поле!» А Никола-угодник — в ответ ему, что хлеб де мужиком давно на корню продан. «Постой же, — я опять поправлю ниву, будет она в двое лучше прежнего!» Никола опять к мужику и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем, откуда что взялось — стала мужикова нива поправляться: от старых пошли новые, свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят землю: чудный уродился хлеб — высокий да густой, сорной травы совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнется к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь — словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен, уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идет Илья с Николою: узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит: «Постой же отыму я у хлеба спорость! Сколько бы ни поклал мужик снопов, больше четверика зараз не вымолотить!“ — Никола-угодник идет к мужику и советует ему, во время молотьбы, больше как по одному снопу не класть на ток. Стал мужик молотить, что ни сноп, то и четверик зерна; все закрома, все клети засыпал рожью, и все еще много остается; пришлось строить новые амбары…». Св. Николай-чудотворец представляется воображению народа то в образе «доброго деда» (Никола Милостивый), то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью, напоминающею «походочку» Микулы Селяниновича, сына Матери-Сырой-Земли. Кроме того, что Никола считался народным святым, он воспринимался и как национальный святой Московского царства, покровитель всего народа. В этом плане особо почитаемым можно назвать иконографический тип Николы Можайского, характеризующийся изображением святого с мечом в одной руке и храмом или городом — в другой. Древнейшее резное изображение этого типа находилось в г. Можайске в храме во имя святителя Николая; его почитание связывалось с событиями нашествия татар. Согласно местному преданию, когда враги устремились к Можайску, они и жители города увидели над церковью явление Николу с мечом и обнесенным стеной храмом в руках. Татары бежали, а после этого события у врат храма было сделано резное изображение Николы Можайского, почитаемого как градоспасителя. |