закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 514-01-35
Сегодня 24.03.2023
Семейный клуб
Новости
Анонсы
Авторская колонка ВД
Наши друзья
Как стать нашим другом?
Семейный календарь
Анонсы
05.05.2019
Гуляние на Красную Горку в МосквеДорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в народном гулянии праздника Красная Горка, в этом году она состоится 5 мая на парковой лужайке Дворца детского творчества «Воробьёвы горы».
27.12.2018
Общество Хранителей Русской Сказки приглашает!Дорогие ценители сказок! 27 декабря — завтра — в 18.30, ждём вас на лекции о деятельности Александра Николаевича Афанасьева и его собрании русских народных сказок. С лекцией выступит доцент кафедры русского народного творчества филологического факультета МГУ Василий Александрович Ковпик.
29.06.2018
Вечёрки на Левом берегу«Вечёрки на Левом берегу» — цикл традиционных танцевальных вечёрок пройдет этим летом в Химках на берегу Канала им. Москвы
Все анонсы
Книга дня
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Семейный клуб » Семейный календарь »

Никола Зимний

19.12.2016

Никола зимний — день народного календаря, в который почитают святого Николая Чудотворца. Отмечают его 6 (19) декабря.

 В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело — зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее. 

 В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь, частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами. 

 «У того ли, у Николы Можайского, 

Те мужики новгородские соходилися,

На братчину, на Никольщину,

Начинают пить канун, пива ячные»…

Так пелось в старинной песне, занесенной Киршею Даниловым в его «Древние русские стихотворения». 

 Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличие от прочих — это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3–4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага – рядит. Николщина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велись беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами. 

Зимний Никола был в старину днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит Никольский торг!», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!».

 Св.Николая-чудотворца зовет люд православный великим угодником Божиим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде-напасти, крепко веруя в необоримую силу его святой молитвы перед Господом. Но наиболее всего прибегает русский народ под покров «Николы», путешествуя на водах. В старинной новгородской былине о «Садке, богатом госте, и Царе Морском» упоминается об этом свойстве великого угодника Божия. Разыгрался на гуслях Садко, в подводном дворце владыки поддонного сидючи; расплясался под его игру гусельную Царь Морской, и поднялась на море буря великая — что ни час, то грознее. Но вмешался тут Николай-Угодник; «Гой еси ты, Садко-купец, богатый гость!» — обращается он явившись во сне, к гусляру подневольному:

 «А рви ты свои гусли звончаты; 

Расплясался у тебя Царь Морской,

А сине море всколебалося,

А и быстры реки разливалися,

Топят много бусы, корабли, 

Топят души напрасные…»

 Послушался Садко, «изорвал он струны золотые и бросает гусли звончаты, перестал Царь Морской скакать и плясать: утихло море синее, утихли реки быстрые». 

 В преданиях балканских славян (сербов, болгар и др.), передается, что по окончании мироздания, при дележе вселенной между силами небесными, Бог-Саваоф передал св.Николаю-чудотворцу — в его полную власть — «все воды и броды». 

 Существует и до сих пор еще бродит в народе, обок с каликами-перехожими и памятливыми «сказителями» старых былей и небылиц, любопытный сказ о состязаньи Николы-угодника с Ильею-громовником. В давние времена, — повествует перенесший этот сказ из уст народа на печатные страницы своих «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н.Афанасьев, — жил-был мужик, Николин день завсегда почитал, а в Ильин нет-нет, да и работать станет; Николе-угоднику и молебен отслужит, и свечу поставит, а про Илью-пророка и думать забыл. Вот раз как-то идет Илья-пророк с Николою полем этого самого мужика, идут они да смотрят — на ниве зеленя стоят такие славные, что душа не нарадуется. «Вот будет урожай, так урожай!» — говорит Никола. — «А вот посмотрим!» — отвечает Илья: «Как спалю я молнией, как выбью градом все поле, так будет мужик правду знать да Ильин день почитать!» Поспорили и разошлись в разные стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: «Продай, — говорит, скорее минскому попу весь хлеб на корню; не то ничего не останется, все градом повыбьет!»… Мужик послушался. Прошло ни много, ни мало времени: собралась-понадвинулась грозная туча, страшным градом и ливнем разразилась она над нивою мужика, весь хлеб — как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою, и говорит Илья: «Посмотри, каково разорил я мужиково поле!» А Никола-угодник — в ответ ему, что хлеб де мужиком давно на корню продан. «Постой же, — я опять поправлю ниву, будет она в двое лучше прежнего!» Никола опять к мужику и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем, откуда что взялось — стала мужикова нива поправляться: от старых пошли новые, свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят землю: чудный уродился хлеб — высокий да густой, сорной травы совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнется к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь — словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен, уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идет Илья с Николою: узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит: «Постой же отыму я у хлеба спорость! Сколько бы ни поклал мужик снопов, больше четверика зараз не вымолотить!“ — Никола-угодник идет к мужику и советует ему, во время молотьбы, больше как по одному снопу не класть на ток. Стал мужик молотить, что ни сноп, то и четверик зерна; все закрома, все клети засыпал рожью, и все еще много остается; пришлось строить новые амбары…». 

 Св. Николай-чудотворец представляется воображению народа то в образе «доброго деда» (Никола Милостивый), то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью, напоминающею «походочку» Микулы Селяниновича, сына Матери-Сырой-Земли. 

 Кроме того, что Никола считался народным святым, он воспринимался и как национальный святой Московского царства, покровитель всего народа. В этом плане особо почитаемым можно назвать иконографический тип Николы Можайского, характеризующийся изображением святого с мечом в одной руке и храмом или городом — в другой. Древнейшее резное изображение этого типа находилось в г. Можайске в храме во имя святителя Николая; его почитание связывалось с событиями нашествия татар. Согласно местному преданию, когда враги устремились к Можайску, они и жители города увидели над церковью явление Николу с мечом и обнесенным стеной храмом в руках. Татары бежали, а после этого события у врат храма было сделано резное изображение Николы Можайского, почитаемого как градоспасителя.

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Новости
29.11.2017
В Тольятти завершился финал олимпиады «Наше наследие» для 5–7 классов23–25 ноября в стенах Поволжского Православного института в Тольятти проходил финал Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников «Наше наследие», призы для победителей предоставлены издательством «Воскресный день».
27.10.2015
Тематический концерт IV межрегионального фестиваля «Улица» состоялся в театре «Русская песня»Последний тематический концерт IV межрегионального фестиваля традиционной инструментальной музыки «Улица» состоялся в театре фольклора «Русская песня» 27 октября 2015 года. Он был посвящён русским молодёжным гуляниям ХХ века.
14.09.2014
Атмановские кулачки.28–30 августа в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области развернулись масштабные традиционные игры «Атмановские кулачки-2014», которые прошли в рамках престольного праздника села — Успения Пресвятой Богородицы.
Все новости
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2022, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group