 История иконы Иверской Богоматери началась в IX веке, когда византийские императоры и правящие круги Церкви проводили политику иконоборчества. Согласно преданию, она хранилась у некой благочестивой вдовы, которая отдала ее морю, дабы спасти от императорских солдат (один из них даже нанес Богоматери рану). Волны принесли икону к греческому полуострову Афон, издавна почитавшемуся как земной удел Пресвятой Девы. На Святой горе Афон уже в те времена располагалось несколько монастырей. Монахи одного из них — Иверского — и приняли икону. Легенда гласит, что сначала они увидели в море огненный столп, который поднимался над образом Богоматери, не позволявшим никому приблизиться к себе. Только праведный монах Гавриил смог пройти по воде и взять икону. Образ был поставлен в алтаре храма, но чудесно переместился, оказавшись над воротами обители. «Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей», — объяснила Богоматерь, явившись Гавриилу во сне. С той поры икона стала называться «Портаитисса», то есть «Вратарница», а по имени обители — Иверской иконой Богоматери. В Иверском монастыре она хранится и по сей день, почитаясь как чудотворная. Рассказывают, что однажды она спасла обитель от мусульманских пиратов, подняв на море бурю, которая разметала вражеские корабли. В России Богоматерь Иверская почитается с XVII века. В 1648 году в Москву был привезен ее точный список, сделанный на Афоне по просьбе архимандрита Никона (будущего патриарха реформатора). Создавалась икона с помощью святой воды, которой сначала был полит первообраз, а потом — новая доска. На этой же воде замешивались краски. Так московская икона получила чудотворную силу. Она была поставлена в часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены, чтобы ей мог поклониться каждый въезжающий на Красную площадь. Впоследствии было сделано немало повторений московской иконы (одно из самых известных — для храма Воскресения в Сокольниках). А она сама по-прежнему находилась в часовне, помогая путешествующим и ограждая от напастей Южные земли России. 
В 30-е годы XX века Иверская часовня и Воскресенские ворота разделили печальную судьбу храма Христа Спасителя, Сухаревой башни и других уничтоженных памятников. Многие из них теперь восстановлены. Афонские мастера сделали новый список с легендарного византийского первообраза, который и поместили в часовне. Иверская Богоматерь, как и столетия назад, строга и торжественна. Мать и Младенец смотрят прямо на нас, указывая нам путь к истине. И по-прежнему виден на лике Марии след от раны, нанесенной некогда византийским солдатом.
|