 Васильев вечер — народный праздник, отмечавшийся в ночь с 31 декабря на 1 января по старому стилю, он же «Старый Новый год». Название праздника происходит от церковного дня памяти святого Василия, приходившегося на 1 (14) января. У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень. Другие названия: Богатый вечер, Богатая кутья, Порезуха, Шчодрык, Щедрая кутья, Куготы, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза, Коники, Сильвестр, Василя и Маланки. Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д. И. П. Калинский пишет: «В северо-западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что он пройдёт счастливо». Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня». В некоторых местах в этот день колядавали с особыми песнями: Ходит Илья На Василья Носитъ пугу Житяную Де замахне Жито ростe Житу пшеницю Всяку пашницю У поле ядро А в доме добро В Поволжье, средних и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, Воронежская, Белгородская и Курская) был известен русский новогодний обходной обряд «овсеньканье». Одна из особенностей исполнения песен-овсеней — форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, усень — не песня, усень кричат. При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени». Если русские колядки обычно имеют вид обобщенных величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. Заключительная часть овсеней (как и всех других обходных песен) — просьба одарить исполнителей. |