 | Рождество Пресвятой Богородицы. Икона. XIV век |
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью. Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью*, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова − явиться Матерью Спасителя мира, Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете**. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна***. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию − быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Неплодная Анна зачала дитя от Иоакима и по истечении естественного срока чревоношения родила Преблагословенную Марию — Богородицу. Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. С наступлением Ей трех лет они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и воскормления рукою Ангела. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших». Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа****. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением. В народе этот праздник очень любим, это время сбора урожаев, снятия плодов и изобилия, его называют Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Род и Рожаница, Лада, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.). По материалам сайта Православие.ру
* Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446). ** Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима; так утверждал святой Софроний и с ним соглашался святой Иоанн Дамаскин. По другой версии Мария родилась в Сепфорисе близ Назарета, в Галилее. *** Подробности жизни Богородицы известны из Церковного Предания: древних сказаний, церковно-исторических сочинений, гомилетических памятников, гимнографического богослужебного наследия. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о жизни Богородицы явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» («Протоевангелие Иакова») вторая половина — конец II в., Египет; «Евангелие детства» (иначе — «Евангелие от Фомы»; II в.); «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет); «Святого Иоанна Богослова сказание о успении Святой Богородицы» (IV—V вв.). В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование Рождества, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу, у благочестивой немолодой семейной пары Иоакима и Анны из Иерусалима долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». После этого Анна зачала и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». **** Тропарь (краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника) на Рождество Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Книги по теме: Новинка редакции «Воскресный день»: «Чудотворные образы Богоматери» (серия «Русская традиция») Н.В. Скоробогатько. «Чудотворные иконы» (серия «Православная культура») Самые знаменитые чудотворные образы Богоматери (серия «Самые знаменитые») 50. Самые знаменитые чудотворные образы Богоматери (серия «50») 50. Самые известные православные праздники (серия «50») Самые известные православные праздники (серия «Самые знаменитые») Н.В. Скоробогатько. «Русская православная культура» (серия «Православная культура») Е.В. Григорьева. «Русские иконописцы» (серия «Герои русской истории, Изобразительное искусство, Православная культура»)
«Рождество Богородицы» − документальный фильм (цикл программ) серии «Лето Господне» о важнейших исторических событиях в духовной жизни человечества, особенно переживаемых Церковью и всем христианским миром в дни главных праздников. |