закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 22.05.2019
Семейный клуб
Новости
Анонсы
Авторская колонка ВД
Наши друзья
Как стать нашим другом?
Семейный календарь
Анонсы
05.05.2019
Гуляние на Красную Горку в МосквеДорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в народном гулянии праздника Красная Горка, в этом году она состоится 5 мая на парковой лужайке Дворца детского творчества «Воробьёвы горы».
27.12.2018
Общество Хранителей Русской Сказки приглашает!Дорогие ценители сказок! 27 декабря — завтра — в 18.30, ждём вас на лекции о деятельности Александра Николаевича Афанасьева и его собрании русских народных сказок. С лекцией выступит доцент кафедры русского народного творчества филологического факультета МГУ Василий Александрович Ковпик.
29.06.2018
Вечёрки на Левом берегу«Вечёрки на Левом берегу» — цикл традиционных танцевальных вечёрок пройдет этим летом в Химках на берегу Канала им. Москвы
Все анонсы
Книга дня
Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Cвидетельства очевидцев Скоробогатько Н. В.
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Семейный клуб » Авторская колонка ВД »

Александр Билецкий. К вопросу о подходах к сохранению культурного наследия.

01.02.2013

По вопросу о сохранении памятника деревянного русского зодчества существует два принципиальных различных подхода, которые определяют технологию всех дальнейших работ.

Первый, который условно можно назвать «музейным», приоритетным отстаивает возможность проведение восстановительных работ по «частям». Тем самым «объект реставрации» продолжает служить в качестве музейного экспоната на весь период работ. Дело не в том даже, что такой подход самый дорогой, а в том, что он, к сожалению, не способствует сохранению самой традиционной технологии первоначального строительства памятника архитектуры. Он действительно восстанавливает облик, образ первоначального памятника, но в нем уже нет, или крайне мало содержательного древнего мастерства, так как сам процесс производства идет не от живой работы топора, а от возможностей современных машин, приспособлений, агрегатов («лифтенгов») и клеевых материалов.

Это очень близко к тому, как если бы древнюю пелену восстанавливать при помощи машинного вышивания с элементами каемки с ручной вышивкой. Но, музей как организация, призванная экспонировать (демонстрировать) памятник архитектуры при этом ничего не теряет.

Второй подход — культурологический, под которым понимается реконструкция памятника полностью не только в точной пропорции и размерах самого облика по «обмерочным» чертежам, но и в сохранении первоначальной древней технологии, а следовательно и самого мастерства . При этом в тех случаях, когда подновление памятника уже не возможно , он раскатывается по бревнам полностью, и заново опять же полностью рубится тем же инструментом, в той же технике, с теми же приемами, перерубами, замками, и пр., что и в первоначальном варианте.

Вопрос о том, на сколько, при применении этих подходов, можно больше сохранить исходного древнего материала, очень спорный, так как это зависит не только от объективного состояния самой древесины, но и субъективных финансово-организационных возможностей в каждом конкретном случае. Если при раскатке бревен предусмотрено складское их хранение, сортировка и нумерация, то при культурологическом подходе возможностей по сохранению исходных бревен и венцов никак не меньше, чем при музейном.

Это доказывает уже имеющийся опыт музейной реставрации Преображенского собора в Кижах, при котором частичная переборка не дала того ожидаемого эффекта по сохранению исходных венцов, о котором заявлялось первоначально. Да, удалось в результате личного мастерства реставраторов сохранить отдельные детали, но далеко не в том объеме о котором заявлялось при обсуждении преимущества музейного подхода , и уж в любом случае не больше , чем сохраняется при реставрации путем полной переборки всего сруба без всяких дорогостоящих «лифтингов».

Но, при культурологическом подходе сохраняется технология, а следовательно обязательно происходит обучение реальному плотницкому ремеслу, так же, как и в те времена, в которые первоначально возводился храм. Собственно говоря, именно строительство храмов, монастырей на Руси и способствовало максимально большому охвату по обучению ремеслам и искусству среди населения. В этом было огромное значение строительства, о котором часто забывает не только современный «эффективный» человек , но порой и музейный служащий. И зря, потому как вне стен своего учреждения многие из них сетуют на потерю мастерства, умелости и трудовых навыков среди людей, с которыми они живут. А откуда им браться, если сегодня зачастую все заменяется машинами, бензо- (электро)пилами и гастарбайтерами.

Говоря конкретно о реставрационных работах по Преображенскому собору, нельзя не отметить того, что сами реставраторы прикладывают большие усилия и мастерство для сохранения древних технологических приемов, но, к сожалению, это им удается только в той мере, в которой позволяет выбранный не ими общий подход. При музее так же создана плотницкая школа, и это очень похвально. Конечно, сегодня, в данном конкретном случае, на данном конкретном этапе работ, ни в коем случае нельзя «менять коней на переправе». Из последней резолюции ЮНЕСКО: «Не существует каких-либо причин для остановки проекта. Допустить подобное означало бы создать большую угрозу для церкви, поскольку неотреставрированные элементы сруба продолжают разрушаться, при этом был бы утрачен заданный импульс работы, а также целостность и последовательность этапов реализации проекта, был бы потерян накопленный опыт. Всё это создало бы угрозу для памятника…». И с этим я полностью согласен.

Но, в дальнейшем, уникальный опыт восстановительных работ данного объекта должен быть тщательно изучен со всеми его плюсами и минусами для использования или не использования при сохранении других памятников древнерусского деревянного зодчества и самой технологии плотницкого ремесла.



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад
Вход для пользователей
Новости
29.11.2017
В Тольятти завершился финал олимпиады «Наше наследие» для 5–7 классов23–25 ноября в стенах Поволжского Православного института в Тольятти проходил финал Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников «Наше наследие», призы для победителей предоставлены издательством «Воскресный день».
27.10.2015
Тематический концерт IV межрегионального фестиваля «Улица» состоялся в театре «Русская песня»Последний тематический концерт IV межрегионального фестиваля традиционной инструментальной музыки «Улица» состоялся в театре фольклора «Русская песня» 27 октября 2015 года. Он был посвящён русским молодёжным гуляниям ХХ века.
14.09.2014
Атмановские кулачки.28–30 августа в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области развернулись масштабные традиционные игры «Атмановские кулачки-2014», которые прошли в рамках престольного праздника села — Успения Пресвятой Богородицы.
Все новости
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group