Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Он установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста − Матфей, Марк и Лука. Все три Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения. Как описывают Евангелия, незадолго до своего распятия Иисус Христос, взяв с Собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых, Иакова и Иоанна, и отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи, Иисус стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, как сказано в Евангелии: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном». Проснувшись, они увидели, что Иисус Христос преобразился: Он стоял окруженный сиянием: лицо Его сияло как солнце, одежды сделались белее снега и блистали, как свет. Рядом с ним стояли два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о Его близком отшествии. Далее Евангелие повествует о том, что беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». Видение кончилось. Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте, не бойтесь». Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, − до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Обычай освящать плоды – древний, восходит к VIII веку. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа (по юлианскому календарю) было то, что на востоке к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых – колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии. В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются молитвой «На освящение начаток овощей (плодов)». Яблочный Спас – народный праздник у восточных славян, известный с древних времён. По народным приметам Яблочный Спас является символом наступления осени и изменения природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. По традиции, до Cпаса нельзя есть яблоки и все блюда приготовленные из них, «а то в рай не впустят». Яблочный Спас имеет и другие названия. Этот праздник называют Второй Спас, Горохов день, Первые осенины, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас. В этот день всех угощали яблоками. В первую очередь родных и близких, бедных и сирот, и лишь потом ели сами. В этот день обязательно пекли пирог с яблоками, также варили яблочное варенье, делали салаты и десерты на основе яблок и угощали друг друга. Смотрят в Яблочный Спас и на погоду. Если сухая – осень будет такой же. Мокрый – Мокрая осень. А если ясная погода – зима будет суровой. Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу. Яблочный Спас особо почитается белорусами. С этим праздником всегда было связано большое количество народных примет. Считалось, что в Яблочный Спас Бог или Божья Матерь раздают умерших деткам по яблочку. Тому ребенку, чья мать попробовала яблоки до Спаса, угощения не полагалось. Белорусы считали Яблочный Спас днем, когда улетают аисты. По этому поводу даже есть народная примета: если аисты начинали готовиться к вылету за неделю до Спаса, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой. |