закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 22.05.2019
Семейный клуб
Новости
Анонсы
Авторская колонка ВД
Наши друзья
Как стать нашим другом?
Семейный календарь
Анонсы
05.05.2019
Гуляние на Красную Горку в МосквеДорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в народном гулянии праздника Красная Горка, в этом году она состоится 5 мая на парковой лужайке Дворца детского творчества «Воробьёвы горы».
27.12.2018
Общество Хранителей Русской Сказки приглашает!Дорогие ценители сказок! 27 декабря — завтра — в 18.30, ждём вас на лекции о деятельности Александра Николаевича Афанасьева и его собрании русских народных сказок. С лекцией выступит доцент кафедры русского народного творчества филологического факультета МГУ Василий Александрович Ковпик.
29.06.2018
Вечёрки на Левом берегу«Вечёрки на Левом берегу» — цикл традиционных танцевальных вечёрок пройдет этим летом в Химках на берегу Канала им. Москвы
Все анонсы
Книга дня
Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Cвидетельства очевидцев Скоробогатько Н. В.
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Семейный клуб » Авторская колонка ВД »

Софья Владыкина. Тренинг женственности… от прабабушек. Рассказ о летней школе русской традиционной культуры «Петровские смотрины невест всея Руси»

14.09.2015

Счастье на бегу?

Знаменем наших дней стала свобода во всем. Каждый волен выбирать себе страну, компанию, образ жизни. Но так ли просто в этих условиях найти островок душевного комфорта и спокойствия тем из нас, кто не хочет экспериментов над собственной судьбой, не желает «попробовать в жизни все», а мечтает о простом счастье – «маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка»? В контексте современной массовой культуры, такой уютный мир можно найти разве что в сказке, ну или в советском мультике. Естественное следствие отдаления от традиционного уклада жизни – перемены в душе и характере самого человека. Мы сильны, уверенны, сами в себе воспитываем лидерство, чтобы добиться успеха в потоке чужих людей и ненужной информации. Как разительно это контрастирует с образом жителя позапрошлого столетия, который мог весь свой век прожить на одном месте, знаться со считанным числом персон и оставить после себя крепкое хозяйство и светлые воспоминания внуков. Мы тоскуем о простых умениях и простых радостях. Житель современного города так привык к борьбе, что спокойная сельская жизнь по старинке кажется сказочным идеалом и источником релаксации не хуже йоги. Барышни XXI века читают книги и проходят тренинги по возвращении женственности, безуспешно пытаясь по школьной привычке найти всю мудрость жизни в научной или псевдонаучной области. Есть ли разумное разрешение этих проблем, основанное на реальном испытанном годами и столетиями опыте? Организаторы проекта «Петровские смотрины невест всея Руси» уверены, что есть.

«На фестивале и Петровских смотринах действительно сложился Семейный круг, где каждый поддерживал, заботился и учил чему-то друг друга, словно в настоящей семье. Тогда как в городской суете и спешке сердца людей в какой-то степени „замерзают“, здесь все „оттаивали“, согревались и раскрывались душой, и я в том числе» — Сияна Ларцева, г. Москва, участница «Петровских смотрин 2014».

Ежегодно в июле, в честь празднования Дня Первоверховных апостолов Петра и Павла и окончания Петровского поста на берегу Волги в живописном месте близ города Мышкина собирается «Семейный круг» — всероссийский семейный фестиваль русской традиционной культуры. На неделю сюда собираются семьи со всей России, чтобы пообщаться, отдохнуть и вместе поучиться у мастеров-ремесленников, фольклористов, специалистов по русскому рукопашному бою и многому другому. В рамках этого фестиваля и расцвели «Петровские смотрины» — летняя школа традиционной культуры для девушек.

В поисках точки опоры

В дореволюционной России процесс подготовки к супружеству был регламентирован многими традициями, сопровождавшими человека всю жизнь с рождения. В русле повседневности или во время праздников многие обычаи были направлены на постепенное, педагогически точное, выверенное годами воспитание юношей и девушек в соответствии с их естественными гендерными ролями. Как в светской, так и в крестьянской среде система социальной жизни была направлена на создание и укрепление семьи, как основы здорового общества. В ходе этого процесса девицы, в первую очередь, приобщались к женским ремеслам и навыкам, воспитывались как будущие жены и хозяйки. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Главной целью воспитания и взросления стало образование и овладение профессией. Зачастую прививание навыков, необходимых в семейной жизни, совершенно выпадает из внимания родителей, стремящихся максимально «разгрузить» свое чадо для успешного освоения учебных программ. Плодом такой жизни в крупных городах становится увеличение брачного возраста, а зачастую и психологическая неготовность к замужеству или женитьбе. Девушки плохо представляют себя в роли жены и матери, зато ясно видят свои профессиональные перспективы. И если традиционное воспитание в XIX веке было своего рода университетом семейственности, то «Петровские смотрины» в наши дни это попытка организовать краткосрочные курсы, своего рода «Курс молодого бойца» для юных девушек, которые в будущем хотят создать семью.

«Вот, казалось бы, все то, чем мы там занимались уже не нужно, все давно отошло в прошлое. Почему же это так задевает нас? И так долго не отпускает? Вернувшись оттуда, я чувствую себя этаким наполненным расписным кувшинчиком, и теперь у меня есть одно заветное желание — не расплескать это, нести дальше и познать собственную красоту через это счастье» — Вероника Власова, участница «Петровских смотрин 2015».

Кажется, кого удивишь сейчас буханкой хлеба? На любом прилавке мы можем встретить широчайший ассортимент выпечки на любой вкус. Хлеб доступен настолько, что почти потерял свою ценность – мы даже стараемся ограничивать его количество в своем рационе, ведь полнит! Но каково удивление и восхищение участниц Летней школы, которые впервые наблюдают за живой закваской, своими руками месят тесто, а затем пробуют каждая свой уникальный получившийся хлебец, сдобренный собственным набором специй и соли. Самая простая и привычная вещь обретает новый смысл, наполняется новым содержанием и становится результатом творчества.

Или традиционная кукла. Как и все в материальной культуре русской деревни народная игрушка чисто внешне как будто абсолютно утилитарная вещь. Но какие глубокие и мудрые идеи заложены в этот предмет на всех уровнях – от изготовления до собственно игры. Такая кукла делалась очень быстро, несколькими ловкими движениями материнских рук из лоскутков, старых обрывков, из текстильного «сора» — крестьяне знали цену ткани, здесь мы прочитываем идею бережливости. Куколка должна быть крепкой – как малыш, как человек – здоровый и сильный, всегда готовый к работе. Игра с этой куколкой – это почти всегда отработка маленьким человеком взрослых ролей и ситуаций из реальной жизни. Самая популярная детская крестьянская игра – «в свадьбу» позволяла малышам не только погрузиться во взрослый и недосягаемый мир (ведь малыши почти не участвовали в свадебном обряде, а могли только тихонько наблюдать за драматическим действом с полатей), но и выучить в процессе игры свадебные песни, отдельные моменты свадебного обряда. Для такой игры собирались большой компанией, заранее готовили куколок из лучших лоскутков, распределяли роли в соответствии со свадебными чинами. Вот и выходит, что народная игрушка при пристальном рассмотрении – это микрокосм, заключающий в себе и представления о человеке, и идею крестьянской прагматичности, и возможность отработать в игре «взрослые» жизненные ситуации, выучить традиционные песни. Народная педагогика несет в себе целый ряд таких выработанных веками, многоуровневых по смыслу и значению, находок, узнать о которых сейчас можно из уст бабушек в деревне или обучаясь у профессионалов-этнографов.

«Я не думала, что буду так скучать. Смотрю на сыроватые от ярославских туманов вещи, сумочку с набойкой, куклу с семью воротниками, и думаю, вот и все, что осталось от насыщенной недели в Мышкине. Но внутренний голос говорит об обратном: перед сном калейдоскопом мелькают знакомые лица, губы нашептывают „са-гарга-харо-горгок“, одновременно звучит мелодия колыбельной. Однако не уснуть…» — Катерина Аникина, г. Москва, участница «Петровских смотрин 2015».

Вместе весело шагать

Вообще, пытаясь разложить крестьянскую культуру по фрагментам и дисциплинам, приходишь к удивительным выводам. Оказывается, одни и те же фундаментальные идеи и жизненные принципы находят свое отражение и в самых незначительных, и в глобальных ее проявлениях. Один из таких базовых принципов – это идея общности. Самый тяжелый и непосильный труд, самые горькие жизненные обстоятельства и беды освящались и примирялись не только общей молитвой, но и совместным преодолением. Практически любое ремесло, любая работа становилась поводом для встречи и общения, объединяющим фактором. Ярче всего этот базис проявляется в национальной песенной и танцевальной культуре; как бы овеществлением его становится хоровод – жанр, объединивший и хореографию, и пение, невозможный в сольном исполнении. Именно поэтому приобщение к традиционным формам фольклора служит для современного человека, в том числе, и способом социальной реабилитации. Ансамблевое пение и пляска – это не только творчество, это совместная работа на результат, это «труд души».

«Как трудно расставаться с нашими педагогами! Им удалось до каждого донести красоту русской песни, а закрепил этот эффект заключительный девичник, где прошлое и настоящее слились воедино — мы плакали над улетающей крáсотой, а потом огромное веселье до самого утра!.. Это действительно незабываемо!» — Нелли Басова, г. Воронеж, участница «Петровских смотрин 2015».

Осмысление хорошо забытых основ крестьянского быта и сознания создает впечатление гораздо более глубокое, чем, например, само по себе ношение национального костюма или проживание в деревенской избе, хотя и они заключают в себе представления о жизни и мироустройстве. Перенимая этнографический опыт изнутри, мы становимся несоизмеримо ближе к национальным основам, чем примеряя на себя лишь внешние формы народной культуры.

«Интересно, что организаторы и школы и всего фестиваля не стремились с точностью воспроизвести быт русской деревни – в полной мере это сделать невозможно, как, впрочем, и не нужно. Но обстановка палаточного лагеря с общими кухней, местами для рукоделия, отдыха, мытья посуды, и даже уборными формирует на одну неделю довольно тесно связанную общину с высоким уровнем взаимоответственности между её членами. Этого оказалось достаточно для создания подходящей атмосферы» — Анастасия Паничкина, г. Вологда, участница «Петровских смотрин 2015».

Конечно, костюм, как составляющая всего этого «погружения» очень важен. Но важность эта непременно должна быть осмыслена. Ведь рубаха и сарафан, «костюм-парочка», или понева важны не сами по себе, а в контексте традиционного уклада. Северо-западный хоровод и пляска диктует свою пластику, отраженную в монументальном, статуарном костюме. Совершенно иначе будет двигаться девица в южно-русском наряде, чей силуэт неразрывно связан с особенностями народной хореографии этого региона. Все это следует учитывать девушке, отправляющейся на вечерку после учебного дня на Петровских смотринах. Ведь именно туда соберутся парни после мастер-классов «Семейного круга», чтобы плясать и петь с девицами под гармонь, там будут новые знакомства, встречи, там складываются пары.

Всем сестрам по серьгам

Костюм, который ближе всего к телу, диктует другой ритм жизни, добавляет степенности. Его невозможно надеть впопыхах, он требует внимания к каждой детали, трепетного отношения к каждой складочке, каждому украшеньицу. Народный костюм – это всегда комплекс. Понять всю эту сложность, осознать подчеркнутое внимание членов общины к действиям и внешнему виду девицы на выданье – настолько эксцентрично, что диктует существенные перемены в сознании. Чувствуя это внимание к себе, барышни волей-неволей начинают проникаться ответственностью и здравомыслием. Именно это организаторы Летней школы видят главным достижением и результатом своей работы.

«Я познакомилась с прекрасными людьми и обрела новых друзей. Я получила много полезной информации. И самое главное — я стала крестной! Хотя нет… Самое главное, когда я приехала, после получаса разговора моя мама сказала мне, что я повзрослела» — Анна Попова, пос. Юго-Камский Пермского края, участница «Петровских смотрин 2015».

Вплести в ткань своей жизни память о культуре, питавшей наших предшественников на своей земле, укорениться в эту почву, осознать глубокое и вневременное в фольклоре и этнографии – все это постепенно, с живыми юношескими эмоциями удается девицам на смотринах. Чтобы удержать эту драгоценность в повседневной жизни, сохранить память об этой неповторимой поре, организаторы «Петровских смотрин» избирают эталонную невесту – славницу и «Барышню года» и дарят ей жемчужный венец по музейному образцу. Этот головной убор, словно мостик между прошлым и настоящим, может увенчать и национальный костюм, и современное свадебное платье. Венец – это пожелание девицам счастливой встречи с избранником и благополучной дороги к собственной семье. Это символ брачного венца – царского и мученического, напоминание о церковной традиции прославления супружества и о крестьянском обычае ассоциировать жениха и невесту во время свадьбы с Князем и Княгиней.

Пусть романтика России прошлых лет останется только в воспоминаниях участниц Петровских смотрин, пусть их жизнь продолжится в городской суете — на учебе и в офисе, вдали от деревенской идиллии. Но образ чистоты и цельности, осознанное стремление и готовность быть женой и матерью, поэтическое отношение к быту и простым женским занятиям станут подспорьем в их будущей жизни, помогут примириться с ее противоречиями.



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад
Вход для пользователей
Новости
29.11.2017
В Тольятти завершился финал олимпиады «Наше наследие» для 5–7 классов23–25 ноября в стенах Поволжского Православного института в Тольятти проходил финал Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников «Наше наследие», призы для победителей предоставлены издательством «Воскресный день».
27.10.2015
Тематический концерт IV межрегионального фестиваля «Улица» состоялся в театре «Русская песня»Последний тематический концерт IV межрегионального фестиваля традиционной инструментальной музыки «Улица» состоялся в театре фольклора «Русская песня» 27 октября 2015 года. Он был посвящён русским молодёжным гуляниям ХХ века.
14.09.2014
Атмановские кулачки.28–30 августа в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области развернулись масштабные традиционные игры «Атмановские кулачки-2014», которые прошли в рамках престольного праздника села — Успения Пресвятой Богородицы.
Все новости
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group