закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 514-01-35
Сегодня 29.03.2023
Ваш персональный экскурсовод

(495) 641–31–00
На все ваши вопросы мы рады ответить по телефону или по почте.
Задать вопрос
Поиск картины
Название картины:
Художник:
Местонахождение:
Жанр:
Направление:
Тип изображения:
Ключевое слово:
Жанр Направления
Каталог музея
О музее
Афиша музея
Колонка хранителя музея
Разделы музея
Русская живопись
Зарубежная живопись
Иконопись
Иллюстрация
Вход для пользователей
Колонка хранителя музея
11.08.2019Дюрер. Гравюры. Мастера живописи.
КНИЖНАЯ НОВИНКА!!! Образованный, увлекающийся, гениальный, Дюрер умел передавать на созданных им гравюрах движение, свет и тени и даже… решать философские проблемы. Запечатлевал он образы святых и апостолов. И люди верили мастеру, принимая созданные им образы.
 
Далее Все статьи
Музейная жизнь
11.12.2018
31.10.2018
Для Альфреда Сислея, как ведущего представителя импрессионизма, также было важно передать в своих пейзажах впечатление от уголка природы, состояний погоды и атмосферы с помощью эффектов цвета и света. Живописец, как и другие импрессионисты, создает свой, индивидуальный художественный мир, полный спокойствия, простоты, поэтики и искренности.
19.10.2018
Все новости
Афиша
Книга дня
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Музей » Афиша музея »

В рамках проекта «Золотая карта России» в ГТГ проходит выставка «Петр Нилус. В поисках неуловимого». 7 декабря 2012 — 10 марта 2013

30.01.2013
 
В рамках проекта «Золотая карта России» в ГТГ проходит выставка «Петр Нилус. В поисках неуловимого». 7 декабря 2012 — 10 марта 2013

Живопись и графика из собрания Воронежского областного художественного музея им. 
И.Н. Крамского

Пресс-конференция 6 декабря в 14.00
   
     Петр Александрович Нилус (1869–1943) – художник, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. П.А. Нилус разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались практически забытыми на Родине.
     Для показа в Третьяковской галерее из обширных фондов Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, хранящего древнеегипетские, античные памятники и произведения русского искусства XVIII–ХХ века, не случайно отобраны живописные и графические работы П.А.Нилуса. Для музея его творчество имеет особое значение. В эмиграции художника связывали долгие дружеские отношения с уроженцем Воронежа писателем И.А. Буниным, называвшим П.А.Нилуса «поэтом живописи» (И.А.Бунин посвятил художнику одно из своих самых проникновенных стихотворений – «Одиночество»). В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода – более 70 произведений живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги – по решению падчерицы живописца, В.Л. Голубовской, была вывезена из Франции и в память о дружеских связях П.А. Нилуса и И.А .Бунина передана на родину писателя в Воронежский художественный музей.
    П.А. Нилус по отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом – участником войны 1812 года. Родился П.А. Нилус в Подольской губернии, с семи лет жил в Одессе, учился у известного художника и педагога К.К. Костанди в одном из престижных художественных учебных заведений России того времени – Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. В 1889 году П.А. Нилус поступил в Императорскую академию художеств, где в течение года занимался у И.Е. Репина. Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, «нанять мастерскую и работать».
      
Вернувшись в Одессу, П.А. Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества, с 1890 года он регулярно участвовал в выставках Товарищества южнорусских художников – независимого творческого объединения одесских художников. В то же время живописец не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899-го – членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П.А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии ХХ века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошел от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве П.А. Нилуса – «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. Такие композиции сам П.А. Нилус называл «кринолинами».
      Революцию 1917 года П.А. Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А.И. Деникина художник выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов. Осознав, что возвращение в Одессу красных будет грозить ему смертным приговором, в декабре 1919 года П.А. Нилус покинул Россию. Три года живописец провел в разъездах по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде. В конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме с И.А. Буниным. Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем. Без духовной, а подчас и материальной поддержки И.А.Бунина, переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, «что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством», было бы особенно невыносимо.
     До конца 1920-х годов П.А. Нилус сохранял верность «живописи кринолинов», которая пришлась по душе и французской публике. В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.
    Первые персональные выставки П.А. Нилуса в Париже состоялись в 1924 году в престижных галереях Ж. Пти и Ж. Шарпантье. Работы художника привлекли внимание знаменитого коллекционера и книгоиздателя А. Воллара. Большой успех имела выставка П.А. Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной выставкой. Несмотря на определенное признание и востребованность, чувство утраты Родины, своих корней не покидало художника вплоть до его кончины в 1943 году в оккупированном Париже.
     П.А. Нилус оставил обширное живописное и эпистолярное наследие. Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне. С 1995 года Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского провел семь персональных выставок художника, рассматривая популяризацию творчества П.А. Нилуса как важную задачу.
    На выставке в Третьяковской галерее представлено около 50 картин и рисунков парижского периода: пейзажи, «марины», натюрморты, два автопортрета. В серии «Дам в кринолинах» П.А. Нилус предстает перед зрителем как художник полунамеков, поэтизирующий ночные гулянья, сумерки, «когда мир тревожен и загадочен, а человек раскрепощен и прекрасен».
    Для Третьяковской галереи выставка П.А .Нилуса продолжает череду экспозиций, открывающих московской публике и специалистам забытых художников «русского зарубежья».

      Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

     Выставка открыта с 7 декабря 2012 по 10 марта 2013 
 
   по материалам сайта http://www.museum.ru и http://www.tretyakovgallery.ru
  Книги по теме: 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад
© 2022, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group